Слово в Первую Неделю Святого Поста
(Неделя Православия)
Ин. Гл. 1. ст. 43-51.
Перед служением святой Литургии священник читает у Царских врат входные молитвы. Прикладываясь к образам Спасителя, произносит: «Пречистому образу Твоему покланяемся Благий, просящее прощения прегрешений наших Христе Боже». Этот тропарь особо поется в эту неделю, которая называется неделею Православия.
Прикладываясь к образам, иерей показывает свою веру в Господа и веру в догмат иконопочитания, который и был установлен на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 году. Согласно Синаксарю, Православие – это признание иконопочитания, православный тот, кто лобызая святые иконы признает, что честь, которая воздается образу переходит на первообразное. Неделя эта и ее празднование установлено после VII Вселенского Собора в 842 году трудам двух императриц: святой Ирины и Феодоры, которые были большими почитательницами святых икон.
Иконоборчество имело в Византии долгую и бурную историю. Каковы причины его возникновения? Иногда указывается, что возникновение и влияние Ислама были тому причиной. Это верно только отчасти. Сам Ислам формировался из элементов ветхозаветного культа, и запрещение в Ветхом Завете изображений скорее всего было тому истинной причиной (См: Исх. 20, 4). Точно также и потом в Христианской Церкви появляется целый ряд течений, как например Кальвинизм и Баптизм и другие, где отрицается иконопочитание. Да и среди православных встречаются люди, которые читая Ветхий Завет и наблюдая иногда не совсем удачные священные изображения, приходят к мысли: «А не лучше бы было без изображений?».
Догмат о иконах имеет длинную историю. Из первых веков Христианства имеются священные изображения как в катакомбах, так вероятно они были и на досках. Сюда же относится предание о убрусе, о нерукотворном образе, который по восточной версии Спаситель послал царю Авгарю. Согласно западного предания, святая Вероника вытерла пот с лица Спасителя, когда Он шел на Голгофу и на убрусе остался отпечаток Его пречистого Лика. У святых отцов Церкви, как например святителя Василия Великого уже находятся ясные указания о иконопочитании. Святой Григорий Двоеслов называет изображения «Библиею неученых».
Вполне догмат о святых иконах развил и изложил святой Феодор Студит. «Если Христос действительно воплотился и принял на себя нашу человеческую плоть, то значит, эта плоть является описуемой, а если она описуема, то ее следует изображать и почитать это изображение». Если в Ветхом Завете были запрещены изображения (См: Исх. 20, 4; Втор. 5, 12-19), то это делалось еще до воплощения с другой стороны и тогда были некоторые изображения, как например Херувимы на ковчеге Завета (См: Исх. 25, 18-20). Медный змий, который приказал сделать Моисей для исцеления от змеиных укусов (Исх. 21, 8). Иногда ссылаются на то, что ведь Спаситель не заповедал в Евангелии писать святые иконы, но ведь Спаситель не заповедал писать и Евангелия, а однако их написание было необходимо для памяти о Боговоплощении.
В святых иконах как бы начертана вся история нашего спасения. Вокруг лика Спасителя начертано: ώ ο ν т. е. Сущий, что является греческим переводом имени Господа, которое было открыто Моисею при Купине (См: Исх. 3, 14). Это напоминает нам о борьбе с ересями, с Арием и с последующим арианством. Смотрим на лик Пресвятой Богородицы и вспоминаем о борьбе с Несторием и его последователями. Три звезды на иконе Богородицы есть знак ее девственности, до рождения в рождении Сына и после рождения. Смотрим на святой Крест и вспоминаем Голгофскую жертву, принесенную за грехи человеческого рода. Святой Крест есть жертвенник, на котором была принесена эта спасительная Жертва. Вспоминаем обретение святого Креста святой Еленой, Воздвижение святого Креста и возвращение его обратно в Иерусалим. Нерукотворный образ напоминает нам исцеление Едесского царя Авгаря, икона Рождества тайну Боговоплощения, а другие образа все домостроительство нашего спасения.
Хотя в Ветхом Завете вторая заповедь и запрещала изображения (См: Исх. 20, 4), но все Богослужение было символично. Центральная идея – пришествие Спасителя было средоточием Предания, святого Писания и культа. Приносились в храме жертвы, которые были прообразом будущей Крестной Жертвы. Идея Боговоплощения представлялась под покровом Слова, Предания, богослужения. Но вот исполнились прообразы: совершился центральный акт всемирной истории – Боговоплощение. С того времени, когда Господь принял на себя человеческую плоть стало возможным Его изображение, наступила полнота почитания Господа.
Догматически это было зафиксировано еще IV-м Вселенским Собором: «Господь имеет две природы, как Божественную, так и человеческую. Следовательно, его человеческая природа может быть изображаема и это изображение надобно почитать».
В Прологе описывается случай, когда однажды нечестивцы хотели надругаться над изображением Господа и пронзили икону копием, тогда истекла кровь и вода.
Если Господь сказал: «И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20), то это относится и к святым иконам. В иконе Он с нами, с нами Его образ. Когда книжники и фарисеи искушали Спасителя о том, позволительно ли давать дань кесарю, то Господь сказал: «покажите ми златицу кинсонную». Когда Ему принесли, то Он спросил: «чий образ сей и написание? (И) глаголаша Ему: кесарев. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви, а Божия Богови» (Мф. 22, 20-21). Этими словами Господь желал сказать, что как образ кесарев (царский) должен быть в почете от подданных, так и образ Божий и святых его в Святой Божией Церкви свою принадлежащую ему честь и почитание имеет восприять от православных христиан (См.: Радивиловский Антоний. Венец Христов. Слово I-ое Святого и Великого Поста. Киево-Печерская Лавра, 1688).
По преданию святой Лука написал икону Пресвятой Богородицы с предвечным младенцем. Изображения святых находятся в катакомбах, где встречается множество символов: Святого Креста, Якоря, Голубя, Агнца, Рыбы, Павлина. Христианское искусство нашло свое яркое выражение в Византии на Афоне в Никеи.
Защитником иконопочитания всегда являлось монашество. Монашество принесло множество жертв в борьбе за иконопочитание. Храмы украшались преимущественно мозаикой, где разноцветные камушки скреплялись особой смальтой. Так был украшен храм святой Софии в Константинополе, храм Спасителя, Киевская София. Часто писались фрески. По сырой штукатурке писалось казеиновой темперой. Иконы писались яичной темперой.
В Евангелии мы слышали о призвании апостола Филиппа (Ин. 1, 43-44), о том как он сказал Нафанаилу: «егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета» (Ин. 1, 45).
Изображение Господа нашего Иисуса, о котором писано в законе и пророках и почитает Святая Церковь. И вместе с Нафанаилом мы восклицаем: «Равви! ты еси Сын Божий, ты еси царь израилев» (Ин. 1, 49). Аминь.
Произнесено 28 февраля 1988 года в храме
Мукачевского Свято-Николаевского монастыря
Источник:
Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей,
общая редакция и составление: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич.
Т. II. Ужгород: ОАО «Патент», 2010. С. 58-59.