Архимандрит Василий (Пронин) о Мараморош-Сиготском процессе

Первый Мараморош-Сигетский (Изянский) процесс (1904 г.)

Православные настроения в селе Иза начали принимать конкретную форму. Максим Плиска и Иоаким Вакаров ездили в Будапешт к православному сербскому епископу, а также и в Сремские Карловцы. В 1903 году Василий Плиска обратился с письменной просьбой к православному митрополиту в Сремских Карловцах Георгию Бранковичу принять село Изу в юрисдикцию Сербской Православной Церкви.

20110922092613В это время изянский священник Стефан Полянский был перемещен в село Кобылецкую Поляну, а в село Изу назначен Андрей Азарий. Часть крестьян перестала окончательно посещать церковь, собираясь на молитву по частным домам, остро высказывая недовольство против унии. Крестьяне решили переходить в православие. Для этого, по закону 1868 г., надо было явиться к священнику (того вероисповедания, которое покидаешь) и просить от него записку, что из вероисповедания выступаешь. Так как священник обычно такое свидетельство выдать не желал, то достаточно было через две недели явиться во второй раз, вместе с двумя свидетелями, и тогда был достаточным документ, подтвержденный подписями двух свидетелей. Крестьяне являлись к пароху, и при этом, покидая его окончательно, высказывали иногда острые слова, что в свою очередь вызывало недовольство священника. Настро­ения и отношения все обострялись.

В газете «Неделя», издававшейся в Будапеште на почти русском языке, под ред. И. Газда, в № 8 от 8 (21) февраля 1904 г. (стр. 124-125), появилась заметка под заглавием: «Волнения подкарпатских русинов». Там отмечалось, что движение против церковной унии явилось и в Бехерове (Шариш). Потом оно явилось в Изе, Вел. Лучках, на южном Марамороше. Иза выступила из унии. От Будинского сербского епископа получили священника о. Герасима Петровича. При­­чины: панславизм, русские рубли, администрация, порядки в державных школах и т.д. «Неделя» считает, что виноваты предводители русинов: «мы са­ми». «Америка же открыла очи душевно заслепленным селянам нашим». Люди «хотят себе по­мочи через сменение веры».

В начале 1904 г. был подготовлен первый процесс против изян. Их обвинили в том, что молятся за русского царя, подстрекают народ против униатской веры. Вот как сообщала на своих страницах «Неделя» о процессе: «Судейский приговор. На сих днях стояли перед судом в Мар. Сигете Максим Плеска, Иоаким Вакаров, Василь Лазарь, Василь Кемень, Андрей Орос, Андрей Изаи, Гаврило Плеска и др. жители изански зато, бо наводили изанских селян на переход в лоно грековосточной церкви и бунтовали их против греко-католического вероисповедания и против державного порядка. Суд только в бунтованью против церкви нашел их виноватыми, а от провины бунта против державы освободил их. За провину бунтованья против греко-католической церкви и веры Максим Плекса осужденным ос­тал на еден рок аресту, Иоаким Вакаров, Василь Лазарь и Василь Кемень на 14 месяцев аресту. Кроме сего, каждый приговоренный еще на 500-600 кор. грошевого штрафу. На два месячный арест и девятьдневный арест приговорил суд Андрея Ороса, Андрея Изаиля и Гаврила Плеска. Оправданы от обвинения Николай Сабов, Иван Щербан и Юра Лазарь. Державный прокурор апеловал против сего приговора, бо то желал, абы об­виненных изречи виновными и в бунте против отечества. Апеловали и осуждены». В Дебренцине и Будапеште решение было подтверждено. Обвиненные просидели назначенные им сроки в Сегединской тюрьме.

Второй Мараморош-Сигетский процесс (с 29. XII. 1913 по 3. III. 1914)

Перед Первой мировой войной в Мараморош-Сигете происходил второй судебный процесс с обвинением православных крестьян, преимущественно села Изы, в тяготении к России, в агитации против Греко-Католической Церкви, переходе в православие. Обвинение было составлено преимущественно на показаниях Арнольда Дулишковича, внука известного историка Иоанна Дулишковича, который много ездил по Мукачевской епархии, Словакии, России (был у гр. Бобринского), был в Черновицах, у чехов.

Мараморош-Сигетс­кие судебные власти име­ли раз­но­образный материал против крестьян: это были издания черновицкие, почаевские, высказывания крестьян. В конце 1912 г. в Марамороше начались аресты. В с. Иза требовали с крестьян записку, что ходят в униатскую церковь. Если такую записку предоставляли, то отпускали. Власти отбирали предметы церковной утвари, если они были привезены из России. В 1913 г. в Сигете сидело в тюрьме около 100 крестьян. Иеромонах Алексий (Кабалюк) был в это время в Америке. 23 июля 1913 г. был опубликован обвинительный акт, составленный прокурором А. Иллеш (на 52 страницах). 94 крестьян предавали суду за подстрекательство и государственную измену. 6 сентября 1913 года прибыл добровольно из Америки иеромонах Алексий. В связи с процессом в декабре 1913 г. были арестованы в Черновицах братья Геровские и Илларион Цурканович. Геровские летом 1914 г. бежали в Россию.

Суд начался 29 декабря 1913 г. Министр-Президент граф Тисса советовался относительно репрессий против православных. Председателем суда был Аврелий Тофт. Из Петрограда добровольно явился на суд в качестве свидетеля В. Бобринский. Он говорил, что учащиеся в Яблочинском монастыре юноши не преследуют политических целей. Бобринский говорил по-французски. Подсудимые имели 17 адвокатов. Из Карловацкой митрополии был направлен адвокат Константин Хаджи: в своей речи он утверждал, что православие не опасно для венгров и наводился пример: Георгий Раковций, борец за венгерскую свободу как раз арестовал епископа Василия Тарасовича тогда, когда он собирался принять унию.

Суд окончился 3 марта 1914 г. 32 обвиняемых были осуждены. Иеромонах Алексий, как главный обвиняемый, был осужден на 4 года и 9 месяцев тюрьмы, Василий Вакаров из Изы на 6 лет, Ник. Сабов на 3 года, Михаил Палканинец на 2 года, Иван Газий (из Лучек) на 2 года и 6 месяцев, Стефан Кемень (из Изы) на 2 года и 6 месяцев, Стефан Вакаров (из Липши) на 2 года, Георгий Чопик (из Теребла) на 2 года, Илья Пирчак (из Мукачева) на 2 года и 6 месяцев, Мария Сочка (из Белок) на 2 года и 3 месяца, Димитрий Попович (из Эгреша) на 2 года, Федор Мускур (из Бычкова) на 2 года, Георгий Варга (из Лучек) на 1 год, Димитрий Петровций (из Осой) на 4 года. Кроме того, некоторые из обвиненных были приговорены к денежному штрафу.

Общественное мнение в России было взволновано этим процессом, который получил широкую международную огласку. Он очень усилил неприязнь между Австро-Венгрией и славянами.

Архимандрит  Василий (Пронин).

История Православной Церкви на Закарпатье.

– Ужгород, 2009. – Издание второе. – С. 440-442; 454-455.

Джерело: Православний літопис. – № 4 (43). – Липень-Серпень. – С. 26-27.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

3 × 3 =

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.