Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Пронинын) (Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина))

Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Пронинын)

(Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина))

Архимандрит Василий (Пронин), 1990-е гг.
Архимандрит Василий (Пронин), 1990-е гг.

Исторические пути Православия в Карпатах всегда были интересными для изучения. Немыслимы они и без изучения научного, богословского, исторического наследия известного ученого, аскета и подвижника благочестия Православной Церкви в Закарпатье – архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997)[1].

Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX ст. Каждый из них оставил свой отпечаток на формирование религиозной мысли и жизни здесь. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и ученых как: митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святых, святителя Иоанна (Максимовича), преподобных: Иустина (Поповича), Алексия (Кабалюка), Иова (Кундрю), а также профессора Георгия Геровского, академика АН СССР М.Ф. Мурянов аи другие. Каждый из них, в свое историческое время, оставил неизгладимый след в истории этого края.

Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин).

Сегодня хотелось бы остановится на одном из жизненных фрагментов старца, а именно на уникальной переписке, которая имела место между молодым иеромонахом Василием (Прониным) и его духовником, ныне уже святым, святителем Иоанном (Максимовичем).

Углубленно изучая архивные материалы, касающиеся жизнеописания духовника Мукачевского монастыря, нельзя не обратить внимания на уникальный факт его духовной связи с ныне прославленным святителем Иоанном (Максимовичем).

Владимир Васильевич Пронин, студент Битольськой семинарии 1930-1934 гг.
Владимир Васильевич Пронин, студент Битольськой семинарии 1930-1934 гг.

Их знакомство, Божьим Промыслом, произошло в известной многим нашим землякам православной духовной семинарии честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Битоль (Охридская епархия) (сегодня территория Македонии – О.М.).

Во время своего обучения там, молодой студент активно постигает азы духовной жизни, общается со многими святителями Русской и Сербской Православных Церквей. В тяжелые для Церкви времена в духовной семинарии Битоля обучались и многие карпаторосы, которые после учебы возвращались домой, и служили Церкви Христовой на своей родине.

Именно здесь Промыслом Божьим семинарист Владимир впервые в своей жизни встречается с двумя будущими святыми. Преподобным Иустином (Поповичем) (07.04.1894-†07.04.1979), который с декабря 1930 по январь 1932 находился в миссионерской поездке в Подкарпатской Руси, а с 1932 по 1934 гг. был профессором Битольской семинарии. И со святителем Православной Церкви, тогда еще иеромонахом – Иоанном (Максимовичем) (04.06.1896-†19.06.1966).

Множество известных профессоров, доцентов обучали и наставляли тогда молодых богословов в Битольской семинарии, но самым значительным наставником и воспитателем был отец Иоанн, который преподавал в то время в семинарии и был ее руководителем. Твердая вера, добрый нрав, добродетельная и подвижническая жизнь отца Иоанна стали юноше примером для подражания, и впоследствии благодаря личности владыки Иоанна, Владимир решил, принят монашеский чин. Именно его Владимир просил быть его духовным наставником. Будущий святитель, видя доброе сердце юноши, тоже расположился к нему. И хотя в 1934 году отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далекий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

До сего дня, в оригинале, сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда еще иеромонахом, а со временем игуменом и архимандритом Василием (Прониным).

В своей жизни отец Василий всегда много раз вспоминал владыку Иоанна в своих духовных беседах с чадами, которым ставил в пример его подвижничество и аскетический опыт.

Однажды в своем дневнике отец Василий отметил: «Когда я начинал думать о христианстве, о вере, то вспоминал епископа Иоанна. Владыка Иоанн мне дорог, как дорога мне жизнь, ибо я живу и дышу и существую по его молитвам. Это моя вера. От него я видел любовь и веру, и эта вера дала мне силу жизни».

После завершения учебы молодой богослов будучи клириком Сербской Православной Церкви и как стипендиат Священного Синода, направляется проповедником Слова Божия в Мукачевско-Пряшевскую Православную епархию, которая в то время была в юрисдикции Сербской Церкви.

Спустя два года своего пребывания в пределах Мукачевской епархии, будущий подвижник, следуя примеру святой жизни своего наставника и духовника, принимает решение о принятии монашества. В то же время он принимает сан иеромонаха.

Владимир Пронин во время учебы на богословском факультете Белградского университета, 1937 г.
Владимир Пронин во время учебы на богословском факультете Белградского университета, 1937 г.

Несомненно, именно личность владыки Иоанна, пробуждают в душе Владимира желание служить Богу в монашестве.

Поздравляя иеромонаха Василия с принятием монашества и иерейской хиротонией, епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) пишет ему первое свое письмо: «Возлюбленный о Господе отец Василий! Поздравляю Вас прежде всего с принятием иночества и священства, а также с имеющим быть через два дня Днем Вашего Небесного Покровителя. От души порадовался я, получив Ваше письмо. […] Приняв иночество и став на службу Церкви в многострадальном русском крае, Вы пошли правым путем и полезным Вам и другим. Конечно будут у Вас и уже были искушения ибо сказано: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1), сказано Премудрым. Искушения неизбежны в иноческой жизни. Дьявол особенно вооружается против тех, кто борется с ним и уходит из его власти. Искушения бывают различные – от своих собственных пороков и слабостей, которые искореняются не легко, от разных неудач, от отношений (с) окружающими. Особенно тяжело бывает, если чувствуется несправедливость от тех, от кого ожидаешь поддержки и надеешься в них искать опору. […] Все люди в каком бы они состоянии не находились, все же люди и также подвержены искушениям.

Тяжело очень бывает и когда видишь неудачу искренних трудов и получаешь огорчения от тех, от коих надеешься иметь радость (2 Кор. 2, 3). В таких обстоятельствах (старайтесь – О.М.) прибегнуть к Самому Богу, горячо излив Ему свою душу. При том лучше не молится правило об удалении скорби, а молится о тех, от кого она пришла. Господь быстро приходит на помощь тогда, меняются обстоятельства или вливается сила Божья, укрепляется наш дух и духовная сила (для – О.М.) дальнейшей работе. Вообще молитва главное оружие инока и священника, да и всякому она необходима. 31 июля 1939 года».

Приняв сан священника иеромонах Василий стал не только священнослужителем, но и пастырем многих душ. Для многих он вскоре станет духовным отцом.

Молодой иеромонах Василий нес свое пастырское служение в разных приходах и монастырях Мукачевской епархии, проповедуя и укрепляя Православие в верующих сердцах людей.

Храм, в котором впервые иеромонах Василий стал настоятелем – Свято-Архангело-Михайловский храм города Мукачева. Именно здесь, сразу после хиротонии, указом епископа от 28 июня 1939 года, началось пастырское служение великого подвижника благочестия.

Спустя два месяца, а именно в августе 1939 года, батюшка был направлен для пастырского служения вторым священником в село Бедевля Тячевского округа. В то же время он был зачислен в братию мужского монастыря в честь святого Иоанна Предтечи. Кроме непосредственного служения у престола Божьего, молодой иеромонах преподавал в 8-ми класной народной школе Закон Божий.

После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий был переведен для пастырского служения в Свято-Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода. 27 мая того же года, по благословению правящего епископа, был назначен настоятелем указанного храма.

В это время отец Василий пишет письмо святителю Иоанну. Письмо сохранилось отрывисто, но все же оно дышит сыновней любовью к Владыке. Оно было написано в день памяти святой Мокрины, сестры святаго Василия Великаго и обретения мощей преподобного Серафима Саровскаго. Письмо написано на бланке храма-памятника и датируется (19 июля / 1 августа 1940 г.).  

Отец Василий писал, владыке Иоанну: «Ваше Преподобие Глубокоуважаемый Архипастырь и Отец! Дорогой Владыка! Ваше письмо получил еще в прошлом году, но уже не в Мукачеве, а в Бедевле где строился монастырь отцом архимандритом Боголепом (Церковником – А.М.). Он меня пригласил к себе приехать и я пробыл у него до Пасхи с.г., когда прихожане Ужгородского храма обратились ко владыке Владимиру (Раичу – А.М.) с просьбой послать меня служить в Ужгород, так как в Ужгороде не было священника.

Я Вам много раз думал писать, а уже было решил окончательно поздравить к Пасхе 1940 года, да непростая жизнь и внешние неприятности просто парализовали действия. А кроме того, как захочу Вам, Ваше Преосвященство, писать то достану Ваше письмо перечитаю его, а в нем нахожу ответы на мои сомнения и колебания.

Ваши ученики Вас помнят и любят. Но, заботы века сего приходят в душу и подавляют хорошие чувства. […] В Бедевле, где я жил около 9 месяцев я учил детей в школе. Народ здесь хороший, простой. У него не испорчено сердце разными мудрствованиями, а религиозные песни, т. е. коляды удивительны. Эти песни поют на Рождество, ходят со звездой. Я учил детей в 8-ми классной школе, во всех 8-ми классах. Работы было много. Так как я знаю рисование, то избрал метод – рисовать на доске, разноцветным мелом. Они перерисовывали себе в тетради, а которые и не рисовали, то смотрели на доску и учились. Рисовал им кресты, предметы церковного обихода, кадильницы, Евангелие, свечи и т. д., а даже и праздники, например, Рождество: елку, ясли, Младенца Спасителя и дары, которые принесли волхвы. Это я учил в школе в селе, а в трех с половиной километрах от села был строящийся монастырь, куда я каждое воскресенье и праздники ходил служить. В свободное время рисовал иконы, написал к Пасхе Святую Плащаницу. Но зима была холодная жил я в холодной кухне полной дыму.

В Ужгороде приход разнообразный. Здесь раньше был настоятелем игумен Аверкий, который теперь он священником в русском Белградском храме. Он давно уже не в Ужгороде (после него был отец Алексия Дехтерев). Он был 7 лет приходским священником здесь. […] В это воскресенье (на святого Владимира) владыка был приглашен в Ужгород где его очень хорошо встретили. Он даже мне привез иконку моего святого блаженного Василия. Здесь богослужения только по праздниках. Псаломщик живет далеко за городом. Утром я иду в церковь она недалеко от дома и читаю там молитвы утренние, часы, апостол и Евангелие дня. 

[…] Владыка митрополит Анастасий (Грибановский – А.М.), через графа Граббе еще осенью прошлого года предлагал мне место в Южной Америке, а через одного студента месяцем раньше место в Палестине. (На этих словах письмо заканчивается – А.М.)».

Во время своего служения в городе Мукачеве и Ужгороде, отец Василий непосредственно служил и общался с великим деятелем мирового Православия – отцом Аверкием (Таушевым) (01.11.1906-†1976), который в 1931 году переехал в Подкарпатскую Русь из Болгарии.

Испытывая нужду в духовном руководстве и совете, иеромонах Василий постоянно поддерживал связь с епископом Шанхайским Иоанном (Максимовичем), который кроме всего прочего всегда живо интересовался положением дел церковных в Подкарпатской Руси.

15 февраля 1941 года отец Василий получает очередное письмо от епископа Иоанна с такими строками: «Дорогой отец Василий! Давно получил Вашу открытку, но за разными делами все откладывал писание ответа, хотя и имеел открытку почти все время перед глазами. […] Да поможет Вам Господь и дальше трудиться в Его Святое Имя и принесет пользу душам тех, которые будут вверены Вашему попечению.

Не ослабевайте духом, если будут трудности. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) и в нынешнее время без искушений не хороший пастырь. Борьба против веры идет везде. Да подаст Вам Господь успех в Вашей работе. Карпаторусский край столетиями хранил веру и народность, несмотря на все попытки заменить их другими. Он был всегда и останется близким моему сердцу и любовь великая своих учеников, которых подготавливал на служение Церкви. Передайте пожелания прочим кого из них увидите. Я буду очень рад, если переведете на русский и издадите мое «Слово о Молитве». Очень Вас прошу прислать тогда и мне несколько экземпляров. Как внутренне живете и спасаетесь? Господь да наставляет и да поможет Вам! Да будет на Вас Божие благословение. С любовью Иоанн, епископ Шанхайский».

 

В том же году 15 апреля владыка Иоанн написал еще одно письмо, в котором поздравил отца Василия с праздником Пасхи, вкратце описал свое положение и интересовался церковными делами в Карпатской Руси.

«Христос Воскресе! Дорогой отец Василий. Благодарю Вас за поздравление со Светлым Праздником. Очень был рад получить от Вас весть, а также вид храмов. […] Рад был некоторое время назад получить письмо от о. Василия Гречки. Большую мне радость доставило известие об избрании во епископы о. Феофана Сабова. Рукоположен ли он уже, где и когда? Рад за епархию и за своего хорошего ученика. Вспоминаю всех своих учеников – карпаторусов и душою пребываю с ними. Да даст Господь Вам и всем им поработать для края, где русский народ так нуждается в пастырях с пользой для святой Церкви и нашей Родины. Вы спрашивали меня об издании моего (слова) о молитве в русском переводе. Очень буду рад, если удастся Вам его издать. Беспокоюсь очень за своих учеников в других странах, а также о всех, кого только знаю. […] Крепитесь, не падайте духом, если когда бывает тяжело уповайте на Воскресшего Христа, всегда служите Ему. Господь да благословит и хранит Вас! С любовью Иоанн, епископ Шанхайский».

В Свято-Покровском храме батюшка подвизался десять лет. О том насколько плодотворной была проповедническая деятельность отца Василия явствуют многочисленные записи о Таинствах Крещения, Венчания в метрических книгах Свято-Покровского храма. Благодаря примеру и проповедям иеромонаха многие люди впервые в своей жизни переступили порог храма, которому были преданы всю свою жизнь.

Во время настоятельства в Свято-Покровском храме батюшка полностью себя посвящал Богослужению и мисионерской деятельности. Несмотря на тяжелое свое положение, когда по воспоминаниям его духовних чад «его кроватью был пол, подушкой была для него своя рука, столом, на котором он кушал, была кровать и простыней – газета, когда он пух от голода» он с благодарностью Богу переносил все трудности и лишения. Это не удивительно, ибо все Божии люди, а особенно ревностные делатели в винограднике Господнем, всегда проходили через горести, искушения и страдания.

По роду своей миссонерской деятельности батюшка постоянно прибегал к совету свого духовника.

В последнем, сохранившемся письме от 15 апреля 1941 года, владыка Иоанн писал: «Ваше письмо получил уже давно, да все как то откладывал ответ. Здесь бурлит многомятежная жизнь, приходится все время быть готовым, отвечать на людские духовные нужды и запросы. […] Вот по той же причине я Вам не ответил до сих пор. […] Деятельность здесь весьма разнообразная. Русские учреждения в большинстве работають подь (сенями – О.М.) Церкви. Так что часто приходится бывать или принимать дела то одного, то другого. Весьма значительное внимание также нужно уделять воспитанию детей в русских школах и приютах. Приюты для сирот и бедных детей находятся под моим непосредственным руководством. Благодаря тому, без дела никогда не приходится бывать, но нужно сказать, что русское дело здесь более живое и действительно нужное, чем в Белграде. […]

Очень бы я хотел подробнее знать, что у Вас делается. Карпатский край мне очень близок, как древний русский край, а также и моим ученикам, которых порядочно (теперь – О.М.) на приходах и других церковных послушаниях. Очень буду также доволен, получить весть о Вас самих. С радостью буду стараться быть Вам полезным, если будет нужным. Не стесняйтесь задавать мне вопросы, которые у Вас появятся. […] Господь да укрепит Вас на пути священноинока и да благословит Вас! Искренне располагающий на Вас, Иоанн епископ Шанхайский».

Вчитываясь в письма святителя Іоанна, видиш перед собой глубокий опыт Бога, которым он в лице отца Василя делился со семи нами.

Для людей живущих в XXI веке, да и молодых пастырей эти письма не что иное как руководство в борьбе с грехом. Практические советы святителя, несмотря на временные рамки, остаються актуальними и нужными для нас.

Эта уникальная и чудом сохранившаяся переписка показывает насколько архимандрит Василий (Пронин) был причастен к опыту святости мирового Православия.

Сегодня активно осуществляется сбор необходимых материалов для прославления нашего старца. Надеемся и верим, что в скором времени у нас будет канонизирован еще один светильник, имя которого невидимо давно уже достойно вписано в святцы нашей Церкви.

Опубликовано:

Монич Александр, протодиакон. Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Прониным). Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина) // Православний Літопис. – Журнал Мукачівської Православної єпархії. – № 9 (15). – Листопад-Грудень. – 2009. – С. 26-29.

[1] Василий (Пронин), архимандрит. История Православной Церкви на Закарпатье. Кандидатская работа: «История Мукачевской епархии (с древнейших времен до Первой Мировой войны 1914 года)». – Свято-Николаевский Мукачевский монастырь. – ОРП «Φιλοκαλια», 2009. – 524 с.; Он же: К истории Мукачевского монастыря // Православная мысль. – № 4. – Октябрь-Декабрь. – Прага, 1958. – С. 230-241; Он же: Протоигумен Иоаникий Базилович (1742-1821) // Православная мысль. – № 1. – Прага, 1957. – С. 40-48; Он же: Собрание трудов / Составители: протодиакон Александр Монич, доц. каф. истории Украины УжНУ Юрий Данилец. – Том 1. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – 432 с.; Он же: Собрание трудов / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиакон Александр Монич. – Том 2. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – 390 с.; Он же: Собрание трудов / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиакон Александр Монич. – Том 3. – Ужгород: ОДО «Патент», 2011. – 512 с.; Он же: До шістьсотріччя Мукачівського монастиря // Православний Вісник. – № 2-3. – Лютий-Березень. – Львів, 1960. – С. 46-47; Он же: Де монастирська бібліотека? // Новини Мукачева. – № 1. – Листопад. – 1990. – С. 2; Монич Александр, протодиакон. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997) // Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина). – Том 1. – ОАО «Патент». – Ужгород, 2010. – С. 432 / Составители: протодиакон Александр Монич, доц. каф. истории Украины УжНУ Юрий Данилец. – С. 7-47; Он же: Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997) // Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина). – Том 2. – ОАО «Патент». – Ужгород, 2010. – 390 С. / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиякон Олександр Монич. – С. 8-26; Он же: Хватит ли мне этой жизни на покаяние? Жизнеописание подвижника благочестия архимандрита Василия (Пронина). – Ужгород: Всеукраїнське державне видавництво «Карпати», 2011. – 157 с.; Он же: Архимандрит Василий (Пронин): «Православие в Карпатах – это мир наших летописей» // Живой Родник (Православный собеседник). – № 5-6 (81-82). – Май-Июнь. – С. 33-40; Он же: Из личного дневника отца Василия (Пронина) // Живой Родник (Православный собеседник). – № 5-6 (81-82). – Май-Июнь. – С. 42-45; Он же: Жизнь и церковное служение архимандрита Василия (Пронина) // Труди Київської Духовної Академії. – № 12. – 2010. – С. 297-310; Он же: Жизненный путь архимандрита Василя (Пронина) // Альфа и Омега. – № 2 (58). – М., 2010. – С. 128-143.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.