Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Пронинын)
(Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина))
Исторические пути Православия в Карпатах всегда были интересными для изучения. Немыслимы они и без изучения научного, богословского, исторического наследия известного ученого, аскета и подвижника благочестия Православной Церкви в Закарпатье – архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997)[1].
Множество ярких и известных церковных деятелей сопричастны к истории Православия в этом регионе в XX ст. Каждый из них оставил свой отпечаток на формирование религиозной мысли и жизни здесь. Достаточно вспомнить таких архипастырей, подвижников благочестия, философов и ученых как: митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Дорофей (Филип), архиепископ Аверкий (Таушев), ныне уже святых, святителя Иоанна (Максимовича), преподобных: Иустина (Поповича), Алексия (Кабалюка), Иова (Кундрю), а также профессора Георгия Геровского, академика АН СССР М.Ф. Мурянов аи другие. Каждый из них, в свое историческое время, оставил неизгладимый след в истории этого края.
Дух, которым дышали эти деятели, поддерживал, развивал и воплотил в своей жизни архимандрит Василий (Пронин).
Сегодня хотелось бы остановится на одном из жизненных фрагментов старца, а именно на уникальной переписке, которая имела место между молодым иеромонахом Василием (Прониным) и его духовником, ныне уже святым, святителем Иоанном (Максимовичем).
Углубленно изучая архивные материалы, касающиеся жизнеописания духовника Мукачевского монастыря, нельзя не обратить внимания на уникальный факт его духовной связи с ныне прославленным святителем Иоанном (Максимовичем).
Их знакомство, Божьим Промыслом, произошло в известной многим нашим землякам православной духовной семинарии честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Битоль (Охридская епархия) (сегодня территория Македонии – О.М.).
Во время своего обучения там, молодой студент активно постигает азы духовной жизни, общается со многими святителями Русской и Сербской Православных Церквей. В тяжелые для Церкви времена в духовной семинарии Битоля обучались и многие карпаторосы, которые после учебы возвращались домой, и служили Церкви Христовой на своей родине.
Именно здесь Промыслом Божьим семинарист Владимир впервые в своей жизни встречается с двумя будущими святыми. Преподобным Иустином (Поповичем) (07.04.1894-†07.04.1979), который с декабря 1930 по январь 1932 находился в миссионерской поездке в Подкарпатской Руси, а с 1932 по 1934 гг. был профессором Битольской семинарии. И со святителем Православной Церкви, тогда еще иеромонахом – Иоанном (Максимовичем) (04.06.1896-†19.06.1966).
Множество известных профессоров, доцентов обучали и наставляли тогда молодых богословов в Битольской семинарии, но самым значительным наставником и воспитателем был отец Иоанн, который преподавал в то время в семинарии и был ее руководителем. Твердая вера, добрый нрав, добродетельная и подвижническая жизнь отца Иоанна стали юноше примером для подражания, и впоследствии благодаря личности владыки Иоанна, Владимир решил, принят монашеский чин. Именно его Владимир просил быть его духовным наставником. Будущий святитель, видя доброе сердце юноши, тоже расположился к нему. И хотя в 1934 году отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далекий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме.
До сего дня, в оригинале, сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда еще иеромонахом, а со временем игуменом и архимандритом Василием (Прониным).
В своей жизни отец Василий всегда много раз вспоминал владыку Иоанна в своих духовных беседах с чадами, которым ставил в пример его подвижничество и аскетический опыт.
Однажды в своем дневнике отец Василий отметил: «Когда я начинал думать о христианстве, о вере, то вспоминал епископа Иоанна. Владыка Иоанн мне дорог, как дорога мне жизнь, ибо я живу и дышу и существую по его молитвам. Это моя вера. От него я видел любовь и веру, и эта вера дала мне силу жизни».
После завершения учебы молодой богослов будучи клириком Сербской Православной Церкви и как стипендиат Священного Синода, направляется проповедником Слова Божия в Мукачевско-Пряшевскую Православную епархию, которая в то время была в юрисдикции Сербской Церкви.
Спустя два года своего пребывания в пределах Мукачевской епархии, будущий подвижник, следуя примеру святой жизни своего наставника и духовника, принимает решение о принятии монашества. В то же время он принимает сан иеромонаха.
Несомненно, именно личность владыки Иоанна, пробуждают в душе Владимира желание служить Богу в монашестве.
Поздравляя иеромонаха Василия с принятием монашества и иерейской хиротонией, епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) пишет ему первое свое письмо: «Возлюбленный о Господе отец Василий! Поздравляю Вас прежде всего с принятием иночества и священства, а также с имеющим быть через два дня Днем Вашего Небесного Покровителя. От души порадовался я, получив Ваше письмо. […] Приняв иночество и став на службу Церкви в многострадальном русском крае, Вы пошли правым путем и полезным Вам и другим. Конечно будут у Вас и уже были искушения ибо сказано: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1), сказано Премудрым. Искушения неизбежны в иноческой жизни. Дьявол особенно вооружается против тех, кто борется с ним и уходит из его власти. Искушения бывают различные – от своих собственных пороков и слабостей, которые искореняются не легко, от разных неудач, от отношений (с) окружающими. Особенно тяжело бывает, если чувствуется несправедливость от тех, от кого ожидаешь поддержки и надеешься в них искать опору. […] Все люди в каком бы они состоянии не находились, все же люди и также подвержены искушениям.
Тяжело очень бывает и когда видишь неудачу искренних трудов и получаешь огорчения от тех, от коих надеешься иметь радость (2 Кор. 2, 3). В таких обстоятельствах (старайтесь – О.М.) прибегнуть к Самому Богу, горячо излив Ему свою душу. При том лучше не молится правило об удалении скорби, а молится о тех, от кого она пришла. Господь быстро приходит на помощь тогда, меняются обстоятельства или вливается сила Божья, укрепляется наш дух и духовная сила (для – О.М.) дальнейшей работе. Вообще молитва главное оружие инока и священника, да и всякому она необходима. 31 июля 1939 года».
Приняв сан священника иеромонах Василий стал не только священнослужителем, но и пастырем многих душ. Для многих он вскоре станет духовным отцом.
Молодой иеромонах Василий нес свое пастырское служение в разных приходах и монастырях Мукачевской епархии, проповедуя и укрепляя Православие в верующих сердцах людей.
Храм, в котором впервые иеромонах Василий стал настоятелем – Свято-Архангело-Михайловский храм города Мукачева. Именно здесь, сразу после хиротонии, указом епископа от 28 июня 1939 года, началось пастырское служение великого подвижника благочестия.
Спустя два месяца, а именно в августе 1939 года, батюшка был направлен для пастырского служения вторым священником в село Бедевля Тячевского округа. В то же время он был зачислен в братию мужского монастыря в честь святого Иоанна Предтечи. Кроме непосредственного служения у престола Божьего, молодой иеромонах преподавал в 8-ми класной народной школе Закон Божий.
После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий был переведен для пастырского служения в Свято-Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода. 27 мая того же года, по благословению правящего епископа, был назначен настоятелем указанного храма.
В это время отец Василий пишет письмо святителю Иоанну. Письмо сохранилось отрывисто, но все же оно дышит сыновней любовью к Владыке. Оно было написано в день памяти святой Мокрины, сестры святаго Василия Великаго и обретения мощей преподобного Серафима Саровскаго. Письмо написано на бланке храма-памятника и датируется (19 июля / 1 августа 1940 г.).
Отец Василий писал, владыке Иоанну: «Ваше Преподобие Глубокоуважаемый Архипастырь и Отец! Дорогой Владыка! Ваше письмо получил еще в прошлом году, но уже не в Мукачеве, а в Бедевле где строился монастырь отцом архимандритом Боголепом (Церковником – А.М.). Он меня пригласил к себе приехать и я пробыл у него до Пасхи с.г., когда прихожане Ужгородского храма обратились ко владыке Владимиру (Раичу – А.М.) с просьбой послать меня служить в Ужгород, так как в Ужгороде не было священника.
Я Вам много раз думал писать, а уже было решил окончательно поздравить к Пасхе 1940 года, да непростая жизнь и внешние неприятности просто парализовали действия. А кроме того, как захочу Вам, Ваше Преосвященство, писать то достану Ваше письмо перечитаю его, а в нем нахожу ответы на мои сомнения и колебания.
Ваши ученики Вас помнят и любят. Но, заботы века сего приходят в душу и подавляют хорошие чувства. […] В Бедевле, где я жил около 9 месяцев я учил детей в школе. Народ здесь хороший, простой. У него не испорчено сердце разными мудрствованиями, а религиозные песни, т. е. коляды удивительны. Эти песни поют на Рождество, ходят со звездой. Я учил детей в 8-ми классной школе, во всех 8-ми классах. Работы было много. Так как я знаю рисование, то избрал метод – рисовать на доске, разноцветным мелом. Они перерисовывали себе в тетради, а которые и не рисовали, то смотрели на доску и учились. Рисовал им кресты, предметы церковного обихода, кадильницы, Евангелие, свечи и т. д., а даже и праздники, например, Рождество: елку, ясли, Младенца Спасителя и дары, которые принесли волхвы. Это я учил в школе в селе, а в трех с половиной километрах от села был строящийся монастырь, куда я каждое воскресенье и праздники ходил служить. В свободное время рисовал иконы, написал к Пасхе Святую Плащаницу. Но зима была холодная жил я в холодной кухне полной дыму.
В Ужгороде приход разнообразный. Здесь раньше был настоятелем игумен Аверкий, который теперь он священником в русском Белградском храме. Он давно уже не в Ужгороде (после него был отец Алексия Дехтерев). Он был 7 лет приходским священником здесь. […] В это воскресенье (на святого Владимира) владыка был приглашен в Ужгород где его очень хорошо встретили. Он даже мне привез иконку моего святого блаженного Василия. Здесь богослужения только по праздниках. Псаломщик живет далеко за городом. Утром я иду в церковь она недалеко от дома и читаю там молитвы утренние, часы, апостол и Евангелие дня.
[…] Владыка митрополит Анастасий (Грибановский – А.М.), через графа Граббе еще осенью прошлого года предлагал мне место в Южной Америке, а через одного студента месяцем раньше место в Палестине. (На этих словах письмо заканчивается – А.М.)».
Во время своего служения в городе Мукачеве и Ужгороде, отец Василий непосредственно служил и общался с великим деятелем мирового Православия – отцом Аверкием (Таушевым) (01.11.1906-†1976), который в 1931 году переехал в Подкарпатскую Русь из Болгарии.
Испытывая нужду в духовном руководстве и совете, иеромонах Василий постоянно поддерживал связь с епископом Шанхайским Иоанном (Максимовичем), который кроме всего прочего всегда живо интересовался положением дел церковных в Подкарпатской Руси.
15 февраля 1941 года отец Василий получает очередное письмо от епископа Иоанна с такими строками: «Дорогой отец Василий! Давно получил Вашу открытку, но за разными делами все откладывал писание ответа, хотя и имеел открытку почти все время перед глазами. […] Да поможет Вам Господь и дальше трудиться в Его Святое Имя и принесет пользу душам тех, которые будут вверены Вашему попечению.
Не ослабевайте духом, если будут трудности. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) и в нынешнее время без искушений не хороший пастырь. Борьба против веры идет везде. Да подаст Вам Господь успех в Вашей работе. Карпаторусский край столетиями хранил веру и народность, несмотря на все попытки заменить их другими. Он был всегда и останется близким моему сердцу и любовь великая своих учеников, которых подготавливал на служение Церкви. Передайте пожелания прочим кого из них увидите. Я буду очень рад, если переведете на русский и издадите мое «Слово о Молитве». Очень Вас прошу прислать тогда и мне несколько экземпляров. Как внутренне живете и спасаетесь? Господь да наставляет и да поможет Вам! Да будет на Вас Божие благословение. С любовью Иоанн, епископ Шанхайский».
В том же году 15 апреля владыка Иоанн написал еще одно письмо, в котором поздравил отца Василия с праздником Пасхи, вкратце описал свое положение и интересовался церковными делами в Карпатской Руси.
«Христос Воскресе! Дорогой отец Василий. Благодарю Вас за поздравление со Светлым Праздником. Очень был рад получить от Вас весть, а также вид храмов. […] Рад был некоторое время назад получить письмо от о. Василия Гречки. Большую мне радость доставило известие об избрании во епископы о. Феофана Сабова. Рукоположен ли он уже, где и когда? Рад за епархию и за своего хорошего ученика. Вспоминаю всех своих учеников – карпаторусов и душою пребываю с ними. Да даст Господь Вам и всем им поработать для края, где русский народ так нуждается в пастырях с пользой для святой Церкви и нашей Родины. Вы спрашивали меня об издании моего (слова) о молитве в русском переводе. Очень буду рад, если удастся Вам его издать. Беспокоюсь очень за своих учеников в других странах, а также о всех, кого только знаю. […] Крепитесь, не падайте духом, если когда бывает тяжело уповайте на Воскресшего Христа, всегда служите Ему. Господь да благословит и хранит Вас! С любовью Иоанн, епископ Шанхайский».
В Свято-Покровском храме батюшка подвизался десять лет. О том насколько плодотворной была проповедническая деятельность отца Василия явствуют многочисленные записи о Таинствах Крещения, Венчания в метрических книгах Свято-Покровского храма. Благодаря примеру и проповедям иеромонаха многие люди впервые в своей жизни переступили порог храма, которому были преданы всю свою жизнь.
Во время настоятельства в Свято-Покровском храме батюшка полностью себя посвящал Богослужению и мисионерской деятельности. Несмотря на тяжелое свое положение, когда по воспоминаниям его духовних чад «его кроватью был пол, подушкой была для него своя рука, столом, на котором он кушал, была кровать и простыней – газета, когда он пух от голода» он с благодарностью Богу переносил все трудности и лишения. Это не удивительно, ибо все Божии люди, а особенно ревностные делатели в винограднике Господнем, всегда проходили через горести, искушения и страдания.
По роду своей миссонерской деятельности батюшка постоянно прибегал к совету свого духовника.
В последнем, сохранившемся письме от 15 апреля 1941 года, владыка Иоанн писал: «Ваше письмо получил уже давно, да все как то откладывал ответ. Здесь бурлит многомятежная жизнь, приходится все время быть готовым, отвечать на людские духовные нужды и запросы. […] Вот по той же причине я Вам не ответил до сих пор. […] Деятельность здесь весьма разнообразная. Русские учреждения в большинстве работають подь (сенями – О.М.) Церкви. Так что часто приходится бывать или принимать дела то одного, то другого. Весьма значительное внимание также нужно уделять воспитанию детей в русских школах и приютах. Приюты для сирот и бедных детей находятся под моим непосредственным руководством. Благодаря тому, без дела никогда не приходится бывать, но нужно сказать, что русское дело здесь более живое и действительно нужное, чем в Белграде. […]
Очень бы я хотел подробнее знать, что у Вас делается. Карпатский край мне очень близок, как древний русский край, а также и моим ученикам, которых порядочно (теперь – О.М.) на приходах и других церковных послушаниях. Очень буду также доволен, получить весть о Вас самих. С радостью буду стараться быть Вам полезным, если будет нужным. Не стесняйтесь задавать мне вопросы, которые у Вас появятся. […] Господь да укрепит Вас на пути священноинока и да благословит Вас! Искренне располагающий на Вас, Иоанн епископ Шанхайский».
Вчитываясь в письма святителя Іоанна, видиш перед собой глубокий опыт Бога, которым он в лице отца Василя делился со семи нами.
Для людей живущих в XXI веке, да и молодых пастырей эти письма не что иное как руководство в борьбе с грехом. Практические советы святителя, несмотря на временные рамки, остаються актуальними и нужными для нас.
Эта уникальная и чудом сохранившаяся переписка показывает насколько архимандрит Василий (Пронин) был причастен к опыту святости мирового Православия.
Сегодня активно осуществляется сбор необходимых материалов для прославления нашего старца. Надеемся и верим, что в скором времени у нас будет канонизирован еще один светильник, имя которого невидимо давно уже достойно вписано в святцы нашей Церкви.
Опубликовано:
Монич Александр, протодиакон. Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Прониным). Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина) // Православний Літопис. – Журнал Мукачівської Православної єпархії. – № 9 (15). – Листопад-Грудень. – 2009. – С. 26-29.
[1] Василий (Пронин), архимандрит. История Православной Церкви на Закарпатье. Кандидатская работа: «История Мукачевской епархии (с древнейших времен до Первой Мировой войны 1914 года)». – Свято-Николаевский Мукачевский монастырь. – ОРП «Φιλοκαλια», 2009. – 524 с.; Он же: К истории Мукачевского монастыря // Православная мысль. – № 4. – Октябрь-Декабрь. – Прага, 1958. – С. 230-241; Он же: Протоигумен Иоаникий Базилович (1742-1821) // Православная мысль. – № 1. – Прага, 1957. – С. 40-48; Он же: Собрание трудов / Составители: протодиакон Александр Монич, доц. каф. истории Украины УжНУ Юрий Данилец. – Том 1. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – 432 с.; Он же: Собрание трудов / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиакон Александр Монич. – Том 2. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – 390 с.; Он же: Собрание трудов / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиакон Александр Монич. – Том 3. – Ужгород: ОДО «Патент», 2011. – 512 с.; Он же: До шістьсотріччя Мукачівського монастиря // Православний Вісник. – № 2-3. – Лютий-Березень. – Львів, 1960. – С. 46-47; Он же: Де монастирська бібліотека? // Новини Мукачева. – № 1. – Листопад. – 1990. – С. 2; Монич Александр, протодиакон. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997) // Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина). – Том 1. – ОАО «Патент». – Ужгород, 2010. – С. 432 / Составители: протодиакон Александр Монич, доц. каф. истории Украины УжНУ Юрий Данилец. – С. 7-47; Он же: Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997) // Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина). – Том 2. – ОАО «Патент». – Ужгород, 2010. – 390 С. / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиякон Олександр Монич. – С. 8-26; Он же: Хватит ли мне этой жизни на покаяние? Жизнеописание подвижника благочестия архимандрита Василия (Пронина). – Ужгород: Всеукраїнське державне видавництво «Карпати», 2011. – 157 с.; Он же: Архимандрит Василий (Пронин): «Православие в Карпатах – это мир наших летописей» // Живой Родник (Православный собеседник). – № 5-6 (81-82). – Май-Июнь. – С. 33-40; Он же: Из личного дневника отца Василия (Пронина) // Живой Родник (Православный собеседник). – № 5-6 (81-82). – Май-Июнь. – С. 42-45; Он же: Жизнь и церковное служение архимандрита Василия (Пронина) // Труди Київської Духовної Академії. – № 12. – 2010. – С. 297-310; Он же: Жизненный путь архимандрита Василя (Пронина) // Альфа и Омега. – № 2 (58). – М., 2010. – С. 128-143.