Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Воскрешение сына Наинской вдовы
Ев. от Лк. Зач. 30
Гл. 7. ст. 11-16
Господь и Спаситель наш обычно совершал чудеса исцелений тогда, когда к Нему обращались с усиленной мольбой: так было при исцелении прокаженных, дочери хананеянки, слепых; или сами люди больные просили об исцелении, или же просили за них другие. Но вот в Евангелии повествуется о величайшем чуде – воскресении умершего сына наинской вдовы, причем это чудо Господь совершил по состраданию к вдове, без того, чтобы она просила Его об этом. Исполняются слова Господа: «Весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф. 6, 8).
Воскрешение умершего Господь совершил для того, чтобы показать, что Он воистину есть Творец и Создатель человека. Блаженный Феофилакт говорит: «Возвратив здоровье сотниковому слуге даже заочно, Господь совершает и новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: «Что же Он сделал нового над слугой, быть может, слуга и не умер бы?» – для сего Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили». (Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Толкование на Евангелие от Луки. Гл. 7. ст. 11-16). И вот Господь воскрешает умершего, и теперь никто не сможет сказать, что здесь не произошло величайшее чудо.
Ходя по Галилеи для проповеди Евангелия, Господь наш Иисус Христос, вместе со своими святыми учениками и апостолами подходил к городу Наину, который находился недалеко от горы Фаворской и Тивериадского озера. Как это часто бывало, много народа сопутствовало Иисусу. Но вот навстречу им из городских ворот выходило печальное шествие: выносили гроб с умершим сыном одной наинской вдовы. Така много народа шло из города, то, видимо, это была известная и уважаемая женщина. Сама она горько и сильно плакала, – уже скончался ее муж, она осталась вдовою, но имела надежду на своего единственного сына, но вот умирает и сын. Она почувствовала себя вполне одинокой и потому так неутешно, так сильно было ее горе. Одни из людей, которые сопровождали усопшего к месту упокоения, по восточному обычаю плакали, другие старались утешить несчастную вдову.
Когда Господь увидел ее плачущую, то Он умилосердился над нею и сказал ей: «Не плачи» (Лк. 7, 13). О если бы и нам услышать этот сладчайший голос нашего Господа. Но плачем ли мы над своими грехами, над тем, что наш ум и сердце стали как мертвые и уподобились этому юноше? Или мы уже настолько закоснели в пороках, что и слез нет у нас? Пусть же пробудится наша совесть, да увидим воочию, что стали подобны бездыханному трупу. Ибо необходимо не только осознать свой грех, но и восплакаться о нем. Вспомним, как один из святых Киево-Печерских подвижников – преподобный Феофил – так много плакал и сокрушался о грехах, что своими слезами наполнил до верха сосуд. Вот истинный плач, вот подлинное покаяние.
Иногда и мы, когда видим страдания и горе своих близких, стремимся их утешить, и говорим: «Не плачь». Но какая разница между нашим слабым утешением и словами Господа. Мы говорим: «Не плачь, так как это все равно ничему не поможет, для чего ты будешь надрываться, усопшего все равно уже нельзя вернуть к жизни». Так безнадежны, слабы, бессильны и холодны наши утешения. Но слова Господни значили другое: «Не плачь, так как усопший сейчас восстанет, Я верну его опять к жизни и дам его тебе». Тогда Господь обратился к умершему и сказал: «Юноше, тебе глаголю, востани» (Лк. 7, 14). И усопший сел в гробу и начал говорить. О чем же говорил воскрешенный? Вероятно, славословил Жизнодавца: «Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу» (Пс. 117, 16). «Избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс. 85, 13). За сокрушенные слезы несчастной вдовы Бог воскресил ее сына. «Блажени плачущии: яко тии утешатся» (Мф. 5, 4). Сам умерший не мог ни плакать, ни просить, и потому нам надо плакать за усопших и просить за них Господа. Вот пример, что за плачь одного, Господь воскрешает другого. Кто может описать радость вдовы, которая увидела, что ее сын воскрес? Воистину, она перестала рыдать, и, может быть, только слезы радости истекали из ее очей.
Ученики Господа и тот народ, который сопровождал усопшего, увидев это великое чудо воскресения, убоялися зело. Страх напал на всех, и все славили Господа. Весть о воскресении разнеслась по всей стране той. Люди говорили: «яко пророк велий воста в нас, и яко посети Бог людий Своих» (Лк. 7, 16). Народ помнил о том, что и в Ветхом Завете пророки воскрешали усопших. По преданию всякий из писателей священных книг мог воскресить умершего. Но там они призывали Всевышнего и долго молились подобно Илии или Елисею. Здесь же по одному слову восстал умерший. Исполнились слова Господни: «Мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Ин. 5, 25). Воскресивши сына наинской вдовы, Господь мог повелеть, чтобы он шел по Нем, но Он этого не сделал и отдал его матери его. Он как Бог «всякия утехи» (2 Кор. 1, 3), утешил эту несчастную вдову. Из сего мы видим сколь великое сострадание имеет Христос к людям сокрушенным сердцем и смиренным, к людям несчастным (Радивиловский Антоний. Венец Христов. – Киев, 1688). Велика скорбь, когда сын плачет за матерью или дочь за отцом, но это, так сказать, естественно, так установлено от начала, что дети хоронят своих родителей. Но сколь велика и неисцельна скорбь, когда приходится родителям хоронить своих детей! Это уже нарушает порядок природы, и потому так неутешна бывает печаль.
Невольно в данном случае мы вспоминаем другое: мы вспоминаем Голгофу, когда на глазах матери был распят и умер ее единственный сын. Сколько там слез пролила Пресвятая Дева, и был ли кто-либо, кто бы утешил Ее? Кто сказал бы Ей: «Не плачь, Твой Сын воскреснет!»
Для чего же Господь прикоснулся ко гробу (одру), а не просто словом воскресил умершего? В этом есть некоторое глубокое значение, которое объясняют святые отцы: это для того, чтобы мы ясно видели, что Его тело есть тело жизни, а не смерти, что от прикосновения к Нему мертвые воскресают, слепые видят, недугующие исцеляются. Будем же и мы просить, чтобы Он прикоснулся в святой Евхаристии к нашим нечистым устам, к нашей умершей во грехах душе, чтобы она восстала и сделалась способной к делам добродетельным, хотя бы ко крупицам мудрости и любви.
Воскрешение сына наинской вдовы есть одно из трех воскрешений, совершенных Господом, о чем повествует подробно святое Евангелие. По словам блаженного Августина Господь воскресил многих.
«Аз есмь воскрешение и живот» (Ин. 11, 25), – сказал Спаситель. Когда Господь встречал усопшего, то он воскрешал его. Дочь Иаира была воскрешена в доме, сын наинской вдовы при выносе из города, а Лазарь после четырехдневного пребывания в могиле. Мертвые слышав голос Сына Божия оживали. Вот какую силу имеет голос Бога. Так будет и при конце света. Усопшие услышат глас Сына Божия и оживут для суда и воздаяния. Да получим мы милость в день оный. Аминь.
Источник:
Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей,
общая редакция и составление: кандидат богословия,
протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 236-241.