Что стало основой Великого поста в Православной Церкви?
Евхаристия определяется как церковное Таинство, высшим проявлением которого является причастность человеческого к Божественному вследствие приобщения к Телу и Крови Христовым. Поэтому это Таинство и обозначается как Причастие.
Этимологическое происхождение слова «евхаристия» – от греческого глагола ευχαριστέο (быть благодарным, благодарить). Соответственно, образуется имя существительное ή ευχαριστία – благодарность, благодарение. В данном случае благодарность, признательность за милость Божию, с помощью которой человеческая немощная природа приобщается к Божественной. В Евхаристии такое приобщение достигает предельного значения, отчего это Таинство является кульминационным средоточием церковных Таинств. В нем осуществляется исчерпывающее проявление Божественной любви и жертвенности по отношению к человеку. В Евхаристии Богообщение достигает своего апогея, поэтому к человеку предъявляются особые требования для участия в ней.
Чтобы приобщиться к Божественному достоинству, необходимо духовно очиститься, подготовиться к столь непосредственной встрече с Богом. Эта непреложная истина очевидным образом присутствует в Священном Писании.
Таким приготовлением, естественно, является пост, в котором человеческая природа предельно сосредотачивается на очищении от греховной скверны, чтобы приблизиться к Божественной Святости и таким образом приобщиться к источнику Божественной благодати.
Выразительным свидетельством такой необходимости можно считать сорокадневный пост Моисея (Втор. 9:18), новозаветным исполнением Божественной жертвенности стал сорокадневный пост Спасителя (Мф. 4:1–2, Лк. 4:1–2).
Сорокадневный пост, на который указывает Священное Писание, – основа Великого поста в духовной практике Православной Церкви. Он и предполагает очищение, приготовление к принятию Голгофской Жертвы Спасителя, предваряемой Тайной Вечерей, обозначившей сущностное содержание Таинства Евхаристии. Поэтому в широком сотериологическом аспекте Великий пост имеет и евхаристический смысл, поскольку очищает и готовит нас к соучастию в самой великой жертве, Голгофской, и причастности к самому великому событию – Воскресению Христову.
В Ветхом Завете многократно упоминается о необходимости поста в обращении человека к Богу как очистительного действия для полноценного осуществления такого обращения и общения: 1 Цар. 7:6, 3 Цар. 21:9, 2 Пар. 20:3, Езд. 8:21, Неем. 1:4, Есф. 4:3, Иер. 14:12, Дан. 6:18, Иоиль 1:4, Зах. 7:1–7. На обязательность такой духовной предпосылки указывает и Новый Завет: Лк. 2:37, Деян.13:2–3, Мф. 6:16–18, Мк. 2:18–20, Лк. 5:33–35.
Сам Спаситель предписывает пост и молитву как основополагающее условие духовного совершенствования, позволяющее быть человеку в спасительном Богообщении (Мф. 17:21). А поскольку Евхаристия является высшим проявлением Богообщения, то необходимость подготовительного поста к ней становится вполне очевидной.
Имеются указания на это и в Священном Предании. Духовная практика Древней Церкви отмечена в «Учении двенадцати апостолов» (Дидахэ): «Если кто свят, пусть приступит. В Церкви исповедуй согрешения свои и не приступай к молитве с дурной совестью. В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедовав прежде грехи свои, чтобы чиста была жертва ваша».
Св. Игнатий Антиохийский (Богоносец): «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии Божией и для прославления Его; ибо если вы часто собираетесь для этого, то низлагаются силы сатаны (постом и молитвой) и гибельное дело его разрушается единомыслием вашей веры» (Послание ефесянам).
Святой Иустин Философ (Мученик): «С молитвой и постом просили у Бога отпущения прежних грехов. Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не дозволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего» (Первая апология).
Следовательно, пост и молитва в евхаристической практике Церкви осуществлялись как непременные условия для Евхаристического Богообщения. Итоговым обобщением этого требования является церковно-уставное положение в статье Типикона под рубрикой «О причащении Христовых Таин»: «Готовящемуся к причастию святых Христовых Таин надлежит быть в воздержании всю седмицу в посте и молитве, и трезвости совершенной, и тогда со страхом и великим благоговением принять Пречистые Тайны».
Протоиерей Александр Гук,
кандидат богословия СПбДА,
научный сотрудник Богословско-исторического
научно-исследовательского центра
имени архимандрита Василия (Пронина)
За материалами: http://pravlife.org