Скажем, когда, двое умных, образованных, чрезвычайно хладнокровных профессионала, ведут переговоры, каждый отстаивая интересы своей страны, это политика.
Когда Москва (с помощью Казани) договаривается с лидерами крымских татар – это политика. Когда человек, имеющий какую-то продуманную программу, которая, по его мнению, послужит общему благу, предлагает согражданам поддержать его – это политика.
Может ли христианин заниматься деятельностью, направленной на достижение соглашений, выработку компромиссов, которые наилучшим образом учтут интересы всех? Конечно, может. Более того, христианам, особенно пастырям, время от времени приходится заниматься именно этим – на уровне семей, приходов, организаций. Мирить ссорящихся, улаживать конфликты, достигать соглашений, развивать проекты, которые как-то улучшат жизнь людей. В этом отношении политика есть благородное искусство поддержания мира и стремления к общему благу.
Другое дело, что фактически «политикой» у нас в сетях называется другое – участие во вражде и подогрев этой вражды.
Политика ненависти. Диванное воительство, когда человек восклицает «мы смело в бой пойдем» в условиях, когда он сам думает следить за боем из своего уютного кресла.
Подзуживание драк и столкновений. Распространение самых диких уток, которые должны убедить аудиторию, что наши политические оппоненты – такие гады и нелюди, что их можно и нужно поубивать. Вывешивание язвительных и глумливых карикатур и фотомонтажей, особенно высмеивающих бедствия других людей. Всяческие изъявления ненависти и призывы к насилию. Старательное отрицание за другими достоинства, прав, и вообще человеческого облика.
Эти два явления – которые называют одним и тем же словом «политика» – четко различаются и по плодам. Политик в первом смысле думает о том, как чего-то добиться для людей, которых он представляет. Как принести им какую-то пользу – сделать их жизнь более достойной, более безопасной, более обеспеченной. Он тщательно вникает в сложившуюся ситуацию, рассматривает баланс сил и интересов, ставит себе реалистичные цели и намечает пути к их достижению.
«Политик» во втором смысле – участник препирательств в интернете – едва ли способен ответить на вопрос о предполагаемых плодах его деятельности. Зачем вся это злоба, оскорбления, подзуживания и издевательства? Может хоть кто-нибудь ответить, какая от того польза Родине? Как именно ее экономика, или политическое влияние, или обороноспособность может укрепиться от неистового злоречия в сети?
Кесарь, надо отметить, совсем не требует предаваться злоречию в интернете; как и участники Майдана, сетевые воители – не солдаты под присягой, а добровольцы, которые могут прекратить свою деятельность в любой момент.
Люди совершают греховные и душевредные деяния безо всякого принуждения со стороны Кесаря, сами. Имеет место даже не принуждение, а некоторое давление со стороны толпы – да и то не особенно сильное. Вы можете «удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Пет. 3:10), и ровным счетом ничего вам за это не будет.
У «политики ненависти» есть еще одно свойство – она требует абсолютной, безоговорочной лояльности «правильной» стороне. Своя сторона объявляется носительницей абсолютной правды, безоговорочное служение ей возводится в непреложный долг. Любая критика «своих» приравнивается к предательству. Всякое помышление – в том числе религиозное – участник политических препирательств пленяет в послушание своей политической позиции.
Из имеющихся у человека ценностей – религиозных, патриотических, политических – религиозные приводятся в безусловно подчиненное положение по отношению к политическим. Выясняется, что Бог воплотился в Иисусе Христе, и прославил Своих святых, главным образом, затем, чтобы поддержать отдел агитации и пропаганды при нашем штабе.
Когда Бог говорит «не убий», а политическая вражда кричит «смерть гадам», человек оказывается перед необходимостью решать, кто для него более авторитетен – ревущая толпа или Господь Бог.
Может ли христианин участвовать в «политике ненависти»? На это есть простой и ясный ответ – нет. Божия заповедь «не убий» воспрещает, среди прочего, подстрекать к убийству. Изъявления ненависти (а глумливые насмешки и издевательства, пожелания всяческих бедствий и смерти, наконец, прямые призывы к убийству – это именно изъявления ненависти) – несовместимы с истинной верой. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан. 3:15).
Может ли христианин быть политиком в первом смысле – дипломатом, ведущим переговоры о мире и сотрудничестве, общественным лидером, представляющим интересы сограждан? Да, и в некоторых случаях – должен.
Мы слышим на каждой Литургии, «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9) Миротворчество, усилия по поддержанию гражданского и международного мира – это именно политическая деятельность. Мы читаем у Пророка «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:17) – и это тоже политика, как бы мы сказали сейчас, “общественная деятельность, направленная на защиту интересов наиболее уязвимых групп граждан».
Противостояние бессмысленной и разрушительной ненависти, забота об интересах людей, особенно наиболее уязвимых – это и есть христианская политика. Неистовое злословие в сетях – это, на самом деле, и не политика, и уж точно не христианство. Это то бедствие, о котором сказано «злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:10).
За матеріалами: http://www.pravmir.ru