Почему православные отрицают харизматический дар иных языков.
Протестанты всегда говорят – Все нужно проверять в Писании, так ли говорит Слово Божие. Но Библия говорит о даре “языков”, как о даре проповеди на иностранных языках без их предварительного изучения. Именно такой дар языков получили Апостолы после схождения на них Духа Святого.
И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных зыках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деян.2:4 – 12)
Хочется особо подчеркнуть слова – Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились – Как мы видим, Писание дает четкое определение “иным языкам”-это иностранные языки! Это не оставляет никакого сомнения, так как книга Деяний Святых Апостолов специально делает акцент и перечисляет народы которые там были: Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне.
Конечно, сторонники могут возразить – мы говорим на ином наречии, просто вы его не понимаете. Однако хочется напомнить, что дар был дан апостолам, а не слушателям, именно ученики Христа, посредством Святого Духа, благовествовали Евангелие и эти слова понимали все народы, которые присутствовали в день Пятидесятницы. Поэтому, если вы слышите человека, который бормочет непонятные слова, которые ни вы, ни он сам не можете понять, то знайте, что этот человек не имеет дара пятидесятницы.
Пятидесятники или Коринфятики?
Сегодняшние пятидесятники очень любят делать акцент на якобы дар Святого Духа, который присутствует в их общинах.После крещения Духом – говорят они – мы получаем тот же дар, что получили апостолы в День Пятидесятницы, мы говорим на иных языках и это свидетельствует об истинности нашей конфессии, отсюда и название –Пятидесятники. Казалось бы, все логично, но давайте рассмотрим, так ли это.
Нужно особо отметить, что дар языков был разный. То, что происходило в Пятидесятницу является исключительным миссионерским даром иностранных языков, так как речь произносил один человек, а его проповедь понимали все народы, от того и их удивление – Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. (Деян.2:8) и ниже – слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2:11).
То есть это было нечто большее, нежели происходило в коринфской церкви. Ведь в великий день Пятидесятницы, апостолам не понадобился толкователь, а их речь понимали одновременно несколько народов, говорящих на разных языках. Библия ясно говорит, что присутствовали народы, чьи наречья различаются, отсюда и такое удивление.
Но, то явление, которое происходило в дальнейшем, несколько отличается от того, что было в Пятидесятницу. Тогда речь апостола была понятна всем, а то, что случалось в Коринфе без толкователя, никто не мог понять. Но особо стоит отметить, что сам человек, говорящий иными языками, все понимал- Кто говорит на незнакомом языке, тот назидаетсебя (1Кор.14:4).
Различие на лицо, ведь если дар языков, которыми одарил Бог апостолов, был нужен в деле миссии проповеди, то дар иных языков, которыми говорил человек в состоянии наития Святого Духа, было не чем иным, как знамением для язычников. (1Кор.14:22).
Более того, люди имевшие дар “иных языков”, могли пользоваться ими только в состоянии экстаза, значит, не постоянно. Следовательно, дар языков который был в Коринфской церкви не мог служить делу проповеди.
Как видим, дар говорения на иностранных языках в день Пятидесятницы и дар, который сопровождал общины в Коринфе, это разные вещи. То, что происходит у Пятидесятников, скорее ближе к дару Коринфской церкви, ведь коринфской общине, как и сегодняшним харизматам, требовался толкователь. Поэтому название Пятидесятники не совсем точное и не вполне отображает суть событий. Более корректно было бы назвать себя “Коринфятиками” нежели в честь Пятидесятницы.
От Бога ли дар?
Господь через апостола говорит: Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому (2 Кор.11:3,4).
Библия говорит, что есть и иной дух и иной Христос, вернее сказать учение, которое искажает правильное представление о Боге и человек, принявший дух этого учения, уже общается не с Богом, а со своим субъективным о Нем представлении. А падшие духи, как это обычно бывает, очень любят “одаривать” такого человека “дарами” что бы ещё больше ввести его в заблуждение. Ведь поэтому Господь и говорит – Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Матф.7:22-23) Из этих слов Спасителя, мы видим, что до самого Страшного Суда, будут существовать ереси и люди которые поддерживают их.
Более того, эти люди будут уверенны в том, что они стоят в истине. Ведь Господу эти люди будут говорить в недоумении –Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? – то есть, эта будет та категория людей, которая считает, что истинность их конфессии,должны или будут подтверждать чудеса. Но Бог говорит – Я никогда не знал вас,– но если эти чудеса были сделаны не силой Бога, то чьей? Впрочем, не трудно догадаться и это неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор.11:14)
Пятидесятники говорят, что они проходят крещение Духом, но Библейский ли это Дух? Апостол предупреждает – Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим.4:1). Не стоит думать, что бесовское учение будет открыто заявлять о своей темной стороне. Ведь сказал же Христос, что восстанут лжехристы (Матф.24:24). Мы знаем, что приставка “анти” с греческого означает – “вместо”, то есть восстанут вместо Христа, иными словами восстанут учители, которые будут якобы учить о Христе, а на самом деле это и будет тот самый дух обольщения. Так же в Евангелии от Марка мы читаем – Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мар.13:22). Другими словами, дьявол будет давать знамения, и ими многие будут прельщаться. Впрочем, не все, но только те, кто готов идти за Иисусом. Более того, прельщать тех, кто готов отдать за Него свою жизнь. К сожалению, ересь забирает лучших и от этого скорбью наполняются сердца православных.
Стоит так же напомнить слова апостола – Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? (1Кор.14:23). Беснуетесь — вот результат глаголания языками незнающим и неверам, когда оно не сопровождается даром истолкования, а вовсе не обращение их к вере во Христа. К тому же, можно предположить, что похожее случалось у людей одержимых нечистым духом и апостол указывает на реакцию видевших это – не скажут ли, что вы беснуетесь. Павел не зря делает акцент именно на духовный недуг, ведь он мог сказать – безумствуете, вас примут за сумасшедших и т.п., но сказал именно –беснуетесь. Значит, язычники уже были свидетелями подобных явлений.
Более того, как мы видим из книги Деяний, люди недоумевали и восклицали – слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2:11). А о чем говорят нынешние пятидесятники? Ведь они даже сами не понимают своей речи, в отличие от тех, кто имел дар Святого Духа.
Почему в современном православии нет дара “иных языков”
Для начала, нужно разобраться, для чего Господь сообщил первым христианам этот дар? Многие из апостолов были малограмотны, знали лишь два языка – арамейский и греческий, а некоторые даже не умели писать (Иоанн Богослов), не говоря уж о знании наречий, на которых говорили язычники.
Но как быть в этом случае? Ведь Христос, получается, поставил непосильную задачу для своих учеников – идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). Действительно, апостолам предстоял колоссальный труд и при тогдашнем обучении, чтобы выучить хотя бы 10 языков, ученикам Христа понадобилось бы почти полжизни.
Но Господь, оставляя заповедь проповедовать Евангелие “всем народам”, прекрасно понимал и видел грамотность своих апостолов, именно потому Христос и дал дар Святого Духа, который на время прекращал действие вавилонского разделения и позволял говорить проповедь, причем на нескольких языках одновременно.
Для апостолов возможность говорить на новом языке (конечно понятном для слушателей) имела, прежде всего, миссионерское значение – помогала в деле проповеди. Именно для того, что бы максимально расширить границы апостольской проповеди, Бог и дает этот дар. Сейчас, проповедь Евангелия, звучит на всех языках планеты, поэтому и дар иностранных (иных) языков отпал за ненужностью. Ведь мы знаем, что Бог не дает бесполезных даров.
Что до харизматических даров, то Православная церковь, считает эти явления действием темных духов. Диавол более всего любит прикрываться Именем Бога, так он делал и в ветхие времена – ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь.(Иер.29:9) так, по слову апостола, будет продолжаться и до конца света –Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. (2Пет.2:1) Конечно, харизматы на прямую не отвергают Иисуса, но в том и заключается прелесть (обман), что они исповедуют Христа, которого не проповедовали апостолы. Отвергают Христа в свете православного учения, несмотря на то, что Господь предупреждает – берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Матф.24:4)
О даре истолкования.
Когда вы дискутируете с протестантом о даре истолкования, всегда нужно ставить вопрос – для кого нужен был истолкователь? Для того кто имеет дар иных языков или для тех кто слышал его вдохновенную речь? Библия не оставляет сомнения, что обладатель дара говорения на иных языках сознавал переживания, и понимал, то что говорит, но не умом – Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя (1Кор.14:4). Поэтому более корректно, было бы сказать – созерцал то, что говорит. Ведь если бы человек не понимал речи, то, как бы он назидал себя? И если понимал бы умом и мог пересказать пережитое, то зачем тогда истолкователь? Из этого следует, что истолкователи нужны были тем, кто слышал речь на иных языках.
Ещё раз стоит обратить внимание, на то, что человек понимал, о чем он говорит, ведь что бы это была за молитва(1Кор.14:14), что за благословение и благодарение (1Кор.14:14-17), если бы человек не знал, что его язык произносит?
Протестанты, очень любят делать акцент на определение молитвы. Молитва – говорят они – это разговор с Богом. Так и хочется сказать протестантское – да и аминь.
Но разве можно считать речь, которую ты совсем не понимаешь – разговором с Богом?
Если нет сознания, то нет и молитвы. Это была бы молитва Святого Духа, но не человека. Тем более, зачем Бог будет молиться Себе же, посредством человека? Это абсурд. Апостол, говоря об этом в посланиях, несомненно, разумеет человеческий дух, и верующий в этом состоянии не был простым орудием речей Святого Духа.
Человеческий дух, это не что-то абстрактное, не что-то отдельное от личности. Если дух молится, то человек должен понимать, о чем он молится. Протестанты говорят – в нас молится наш дух, поэтому не нужно ему мешать. Но в таком случае мы отделяем дух от личности, то есть дух и я это разное. Если в вас молится какой то дух и вы не понимаете его молитвы, то стоит задуматься, ваш ли это дух или это дух сатаны, который говорит хулу по средством вашей наивности, ведь не стоит забывать, что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор.11:14)
Стоит отметить, что апостол запрещает говорить иными языками, если рядом не будет истолкователя – Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу .(1Кор.14:28). Писание ясно говорит – себе и Богу, из этого мы ещё раз понимаем, что говорящий иными языками, говорил всегда с пользой для себя, получая такое назидание, какое другие имели только при помощи дара истолкования.
Нужно так же уяснить, что дар истолкования, это не дар переводчика. Толкователь, посредством человеческого языка, объясняет духовные реалии, о которых в момент наития Святого Духа говорит обладатель дара “иных языков”.
В пример, можно взять послание Евреям, где Павел толкует древние образы – О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. (Евр.5:11) То есть, Павел объясняет,истолковывает те вещи, которые евреи уже знали из Ветхого Завета. Это означает, что дар истолкования, это не только понимания иных языков, но и умение объяснить духовные реалии.
То, что сейчас происходит у протестантов, нельзя назвать даром Святого Духа, так как этот дар противоречит словам Писания. Ведь говорящие языками не понимают то, что они произносят, а их пророки, которые утверждают, что истолковывают языки, выступают в роли переводчиков, а не истолкователей.
Тем, кто верит харизматическим пророкам, которые, как им кажется, истолковывают иные языки, хочется напомнить слова святого Исаии – Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. (Иер.23:16)
Почему говорящий иными языками, не мог передать свою речь на доступном и понятном языке.
Дело в том, что человек, который имел дар иных языков, понимал не умом, а духом, а соответственно не мог передать простыми словами свои переживания. Впрочем, и апостол в своих посланиях, беседует о тех, которые знали, что говорили, – знали сами, но другим передать не могли. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя (1Кор.14:4). Если бы человек не понимал слов, которые он говорил то, как бы назидал себя?
Нужно ещё отметить, что духовные переживания происходили в сердце человека и от избытка этих переживаний он начинал глаголать, как и говорил Господь – ибо от избытка сердца говорят уста (Лук.6:45). Конечно, все это было возможно только в состоянии Божественного вдохновения. Переживание этого состояния одухотворенности человек мог выразить только в наитии Святого Духа.
Заметим так же, что в отличие от протестантов, первые христиане не могли одновременно говорить на родном и ином языке, об этом свидетельствует необходимость в истолкователе. Ведь зачем истолкователь, если человек мог говорить на родном языке? В том то и дело, что во время наития глоссолал не имел возможности говорить на родном языке, а мог только на иных. Современные же протестанты, могут запросто начать бормотать на непонятном наречии и тут же на родном языке сделать предположение, о чем они только что сказали. Это совершенно не соответствует древнему дару.
Как правило, рассуждая о таких явлениях, не редко встает возражение – Почему человек не мог объяснить свои переживания, после наития Святого Духа. Но прекращалось глаголание, прекращалось и состояние одухотворенности, то состояние, о котором человек не может сказать, «в теле ли» он, «или вне тела» (2Кор.12:2), а вместе с тем прекращались и те переживания, которые были связаны с этим состоянием. Человек становился обычным верующим и начинал говорить своим природным языком. Он мог только лишь помнить, что с ним случилось, указывать на факт своего вдохновения и восторженной речи,— но не мог пересказать её содержание, не мог истолковать то что с ним было.
Апостол Павел сказал о себе: был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, но пересказать их не могу (2 Кор. 12, 4). Апостол не мог передать самую вдохновенную речь, потому что источник и содержание её в Духе, а так как воздействие Святого Духа на душу верующего прекратилось, соответственно и передать он не мог.
Как мы видим, различия дара языков ранней церкви и то, что сейчас происходит у протестантов, не имеет ничего общего. В патристике, начиная с III века и по наши дни, мы не встречаем ни одного упоминания о даре языков. Это говорит о том, что этот дар исчерпал себя, так как был нужен в определенное время и определенным людям.
За матеріалами: http://saint-nikolay.mk.ua