Прежде чем ознакомиться с текстом слова «О молитве» в двух словах остановимся на нововыявленном рукописном документе.
Во-первых, этот труд публикуется впервые. Автором слова «О молитве» является известный мировому Православию святитель и подвижник благочестя XX века, ныне уже причисленный к лику святых Иоанн (в миру Михаил Максимович) (01.06.1896 – † 02.06.1966)[1].
Предистория появления рукописи. Предистория возникновения рукописи слова «О молитве» непосредственно связана с известным подвижником Православной Церкви, но уже на Закарпатье – архимандритом Василием (Прониным) (08.09.1911 –† 05.01.1997).
Из биографии студента Битольской семинарии (1929-1931), а впоследствии богословского факультета Белградского университета (1931-1937) Владимира Пронина известно, что его духовным отцом был иеромонах, а впоследствии епископ и архиепископ Иоанн (Максимович)[2].
Последний, как известно с 1929 года был преподавателем и воспитателем в Сербской семинарии Охридской епархии в городе Битоле, а 28 мая 1934 года был посвящён в епископы и назначен в Шанхайскую епархию.
Несмотря на то, что видимое общение между ними продолжалось всего пять лет, с 1934 года общение между ними приняло эпистолярный вид. Хотя в 1934 году отца Иоанна возводят в сан епископа, и он уезжает в далекий Шанхай, сердечное общение между ними продолжалось до самой смерти святителя, теперь уже в письменной форме[3]. В архиве Мукачевской епархии сохранилась уникальная и глубокая по своему духовному содержанию переписка между святителем Иоанном и тогда еще иеромонахом Василием (Прониным)[4].
Как известно помимо подвижнических трудов святитель Иоанн оставил после себя уникальные аскетические, гомилетические и богословские статьи, труды, книги. Одним из таких трудов является слово «О молитве».
После кратких пребываний на приходах Мукачевской епархии, в апреле 1940 года иеромонах Василий (Пронин) был переведен для пастырского служения в Покровский храм-памятник русским воинам города Ужгорода[5].
Испытывая нужду в духовном руководстве и совете, иеромонах Василий постоянно поддерживал связь с епископом Шанхайским, Иоанном (Максимовичем), который кроме всего прочего всегда живо интересовался положением дел церковных в Подкарпатской Руси.
15 февраля 1941 года отец Василий получает второе сохранившееся письмо от епископа Иоанна, которое проливает первый свет на рукопись слова «О молитве». Учитывая важность этого письма для нашей публикации, приводим его полностью, в оригинале.
В нем читаем: «Дорогой отец Василий! Давно получил Вашу открытку, но за разными делами все откладывал писание ответа, хотя и имел открытку все почти время перед глазами. […] Да поможет Вам Господь и дальше трудиться в Его Святое Имя и принесет пользу душам тех, которые будут вверены Вашему попечению.
Не ослабевайте духом, если будут трудности. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) и в нынешнее время без искушений не хороший пастырь. Борьба против веры идет везде. Да подаст Вам Господь успех в Вашей работе. Карпаторусский край столетиями хранил веру и народность, несмотря на все попытки заменить их другими. Он был всегда и останется близким моему сердцу и любовь великая своих учеников, которых подготавливал на служение Церкви. Передайте пожелания прочим кого из них увидите. Я буду очень рад, если переведете на русский и издадите мое слово «О Молитве». Очень Вас прошу прислать тогда и мне несколько экземпляров. Как внутренне живете и спасаетесь? Господь да наставляет и да поможет Вам! Да будет на Вас Божие благословение. С любовью Иоанн, епископ Шанхайский»[6].
В том же году 15 апреля владыка Иоанн написал еще одно письмо, в котором поздравил отца Василия с праздником Пасхи, вкратце описал свое положение и интересовался церковными делами в Карпатской Руси. И опять же упомянул о слове «О молитве».
«Христос Воскресе! Дорогой отец Василий. Благодарю Вас за поздравление со Светлым Праздником. Очень был рад получить от Вас весть, а также виды храмов. […] Рад был некоторое время назад получить письмо от о. Василия Гречки. Большую мне радость доставило известие об избрании во епископы о. Феофана Сабова. Рукоположен ли он уже, где и когда? Рад за епархию и за своего хорошего ученика. Вспоминаю всех своих учеников – карпаторусов и душою пребываю с ними. Да даст Господь Вам и всем им поработать для края, где русский народ так нуждается в пастырях с пользой для святой Церкви и нашей Родины. Вы спрашивали меня об издании моего слова «О Молитве» в русском переводе. Очень буду рад, если удастся Вам его сделать. Беспокоюсь очень за своих учеников в других странах, а также о всех, кого только знаю. […] Крепитесь, не падайте духом, если когда бывает тяжело уповайте на Воскресшего Христа, всегда служите Ему. Господь да благословит и хранит Вас! С любовью Иоанн, епископ Шанхайский»[7].
Таким образом, в двух письмах, датированных 15 февраля и 15 апреля 1941 года епископ Иоанн просит два раза иеромонаха Пронина перевести на русский язык и издать его слово «О Молитве».
О самой рукописи. Рукопись слова «О молитве» разделена дешифратором, а соответственно и ее автором на девять частей. Последние, написаны на 9 страницах бумаги формата А 4. К большому сожалению, дата написания слова «О молитве» – отсутствует. В конце рукописи подпись – Иеромонах Иоанн. Подпись говорит о том, что труд был написан еще в бытность его иеромонахом. Сан священства он принял в 1926 году, на праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм.
Таким образом, это был период, когда Пронин и Максимович были в качестве студента и воспитателя соответственно. Однако, по известным причинам, ни в этот период, ни в период обучения на богословском факультете Пронин не мог заниматься изданием этой рукописи. Скорее всего, рукопись попала к Пронину уже на Закарпатье. На это указывают косвенные обстоятельства. Во-первых, датируемые письма 1941 года. Во-вторых, будучи в подчинении епископа Мукачевско-Пряшевского Владимира (Раича), который был родом из Сербии и который, несомненно, знал епископа Иоанна возможность публикации труда удваивалась. Возможно, что именно в этот период Максимович просит Пронина опубликовать его труд.
Почерк. Судя по личному делу, сотням рукописей, а также сохранившимся оригиналам писем иеромонаха Василия (Пронина) епископу Иоанна (Максимовича) и их анализу – почерк рукописи слова «О молитве» – это почерк отца Василия (Пронина). Подлинность документа не вызывает никаких абсолютно сомнений.
Перевод рукописи. Интригующий интерес вызывает лишь одно обстоятельство. В обоих письмах епископ Иоанн просит отца Василия «перевести на русский и издать» слово «О Молитве». Дело в том, что выявленная рукопись написана на русском языке. Вопрос, с какого языка переводил Пронин эту рукопись? Когда? Помогал ли ему в этом кто-нибудь? Вопрос перевода, остается загадкой. Ведь речь идет не о стилистической или же орфографической корректуре рукописи, а о конкретном переводе.
Факт написания оригинала рукописи на сербском, английском или же учитывая служение епископа Иоанна в Шанхае, на шанхайском диалекте китайского языка не исключается. Если отец Василий переводил оригинал этой рукописи с сербского, английского или китайского языка, то это обстоятельство только усиливает важность ее публикации. С биографии отца Пронина мы знаем, что он владел многими иностранными языками, в том числе английским, сербским, увлекался восточными языками.
В тех местах, где были вырваны небольшие клочки страниц или же полностью утерян текст перевода мы ставили квадратные скобки в которых печатали слова или выражения, как нам кажется, подходящие по смыслу текста.
Таким образом, мы впервые публикуем чистовой перевод слова отца Иоанна (Максимовича) «О Молитве» в редакции иеромонаха Василия (Пронина).
Уважаемые читатели! Публикацией этой рукописи мы не хотим сделать какую-то сенсацию или же открытие, но хотим сказать, что помимо прочего монах Василий (Пронин) был духовником известного святого святителя Иоанна Шанхайского. И сегодня, когда рукописи святителя только стают предметом скрупульозного изучения, думается это слово «О Молитве» займет достойную нишу в здании собирательства трудов Сан-Францисского святого.
Пусть не осудит нас читатель в том, что мы не сократили или же урезали труд с каких-то стилистических, орфографических или иных причин. Труд написан одним святым, переведен другим не менее известным подвижником и исповедником и достойный публикации.
О молитве
I
Чтобы христианин всегда получал благодатную помощь Божию, надо чтобы он находился в непрерывном общении с Богом, и постоянно был в связи с внешним миром. Средством для этого является молитва. Молитва есть разговор человека с Богом, благочестивый разговор человеческой души с ее Творцем.
Молитва разделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя молитва выражается словами или знаками; внутренней молитвой человек молится в своей душе.
Внешняя молитва без внутренней не имеет цены, потому что это фарисейская, лицемерная молитва. Внутреннюю молитву Бог слышит и тогда, когда она ничем не выражается. Но в большинстве случаев наша внутренняя молитва выражается. Все движения нашей души влияют на наше тело. И как сразу видно весел человек или [печален], так как тело принимает впечатление от души [так точно] и благочестивое настроение стремится, чтобы [ему] тело подчинялось. А также выражение нашей религиозности движениями или другими знаками [выражается] потребностью нашей души. Поэтому не правы те, которые говорят, что достаточна только внутренняя молитва: такие люди в большинстве случаев никак не молятся. Можем молиться только внутренней молитвой, но кроме нее с времени на время нужна у внешняя молитва. Она необходима, чтобы усилилось наше молитвенное настроение, потому, что всякое выраженное чувство усиливается. Поэтому обычно, наша внутренняя молитва соединена с внешней, или общественной или частной молитвой.
II
Общественное Богослужение есть молитва, которая совершается от имени собора, от имени Церкви. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определенные молитвы или будет молиться, так как ему душевное настроение указывает.
Общественная молитва, особенно молитва в Церкви важнее частичной молитвы. Христос сказал «Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их» (Мф. 18. 20).
Бог любит, чтобы люди спасались вместе и поэтому основал Церковь, т.е. общество всех которые правильно веруют в Бога, которые имеют главой Христа, которые имеют целью перерождение и совершенство членов на земле, и их блаженство на небе. Для этого спасения надо быть членом Церкви и принимать участие в ее жизни. Члены Церкви должны собираться на общую молитву по храмам, местам посвященным Богу, где все напоминает о небесном.
В храмах мы легче можем освободиться от земных попечений и все свое внимание устремить на молитву.
Молясь вместе мы выражаем этим любовь друг ко другу, и поэтому во время общественных Богослужений не надо читать частные молитвы, но надобно следить за Богослужением, вместе выражать знаки Богопочитания (метания, поклоны и т.д.). Такая молитва увеличивает благочестивое настроение на одушевление молящихся, потому что передается от одного к другому. Бог, хотя и слышит всякого на каждом месте, особенно присутствует своей благодатью в храмах, что явлено людям во многих видениях (св. Андрей Юродивый видел Покров Богородицы; св. Серафим Саровский видел Христа во время малого Входа; служение ангелов со св. Спиридоном Тримифунтским и т.д.). «Богу мила домашняя молитва, но еще милее молитва в церкви», было явлено святой праведной Иулиании (жила в XVIIвеке).
По церковным канонам (80-е Правило, Трульского собора), христианин который в продолжении трех воскресных дней не приходил в церковное собрание на Литургию, должен быть отлучен от Церкви, а если священное лицо, то извержен от клира. Только те, которые жили совсем уединенно в пустыне, не собирались на общую молитву, но где было несколько пустынников поблизости, то субботу и неделю они проводили вместе, собравшись на Богослужение.
Участие в общественном Богослужении является доказательством, что мы принадлежим к Церкви, а удаление от Богослужения знак отступничества от Церкви. Посещать Богослужения во храме надобно на только по воскресениям и праздниках, но по возможности и каждый день.
III
Важно присутствовать на общественном Богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют один одного. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращенном Богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме.
Кроме того отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет явная молитва.
Уединенный человек может лучше углубится в молитву. Когда никто не присутствует, человек думает, что его никто не видит, кроме того, который видел Нафанаила под смоковницей (Ин. 1, 48), – и поэтому вполне отдается молитве, говоря Богу все, что у него на сердце. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы, не только совместной, но и отдельной.
Молитвенное расположение, говорит один подвижник, является термометром душевного состояния человека. Поскольку человек больше стремится к молитве, постольку лучше стоит духовно.
Быть нерасположенным и не иметь желания молиться значит быть духовно заспанным и духовно мертвым.
IV
О чем надо молиться? Молитвы делятся на славословные, благодарственные и просительные.
На первом месте стоит молитва славословная, когда славим Бога и величаем Его за Его совершенства, подобно небесным ангелам. Тогда человек совсем не думает о себе и о своих потребностях, но весь свой духовный взгляд устремляет к Богу.
Благодарственная молитва есть потребность человеческой души, которая ощущает Божественную заботу о себе. В ней человек признает Бога, за своего добродетеля и, не ища ничего больше для себя, выражает перед Богом свои чувства благодарности за полученные милости. Христос похвалил самарянина, который вернулся благодарить за исцеление и выразил порицание его друзьям, которые это не сделали (Лк. 17, 12-19). «О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас», пишет апостол Павел (1 Фес. 5, 18).
Просительная молитва отличается от первых двух молитв тем, что в ней человек нечто просит от Бога.
Молятся часто не только из чистой любви к Богу, но и в ожидании блага, которое надеяться получить от Него. Но и эта молитва угодна Богу и очень полезна человеку возвышая его дух к Богу. Молясь такой молитвой человек ощущает свою зависимость от Бога, и укрепляет свою надежду на Него. Этим учится просить помощь от всемогущего Бога, от человека или своего разума и силы. Господь заповедал, чтобы мы обращались к Нему не только с славословием или благодарностью, но и с просьбой о наших потребностях: «ищите, и обрящите» (Мф. 7, 7); «Доселе не просисте ничесоже во имя мое: просите, и примете, да радость ваша исполнена будет» (Ин. 16, 24). Сам Господь дал нам образец частной молитвы и Он сам молился такой молитвой к Богу Отцу.
Бог не ждет, чтобы мы являли Ему свои потребности, так как он их Сам знает. Но, то для нас самих потребно, чтобы мы чаще вспоминали Бога и яснее видели, что все добро, которое имеем от него приходит. Поэтому много раз Бог нам дает свои блага только после нашей теплой молитвы. А о изгнании злых духов из человека Христос определенно сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
Молится к Богу надо о всех наших потребностях как духовных так и телесных. Много лучше молитва, когда молимся о духовном благе. Всякий христианин должен в первую очередь молится о своем спасении и о спасении своих близких. Его любовь по отношению к ближним должна охватить целый свет и он должен молится за всех людей. Это должен делать особенно пастырь, который обязан заботиться о человеческих душах, потому что пастырство соединено со священством, посредничеством между Богом и людьми. Апостол Павел пишет Тимофею:«Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки» (1 Тим. 2, 1).
Священник должен особенно молиться о своей пастве, чтобы Бог помог ему водить по правому пути. Богу эти молитвы самые милые. Когда Соломон молился Богу, чтобы Бог дал ему премудрость для управления народом, Господь подарил ему кроме премудрости также земную славу и богатство.
И христианам заповедано, чтобы не заботились о земном, но «Ищите же прежде царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).
Зато первая молитва должна быть о духовных потребностях. Когда пастырь молит Бога о помощи в своем труде Господь – Верховный пастырь – очень скоро эту молитву исполнит. Но она должна быть с полной верой и любовью к Богу и людям о которых молимся.
V
Молитва должна всегда заканчиваться преданием себя воли Божией. Часто мы ошибаемся в выборе вредного и полезного для нас и просим Бога о вредном и для нас и для другого. Поэтому мы иногда не получаем от Бога то, что просим. Но это не значит, что нас Бог не слышит.
Бог нас слышит и даст нам другое, более полезное вместо того о котором мы молились. Получивши это, мы наполняемся душевным миром и чувствуем в сердце, что это ответ на нашу просьбу.
Прожили в молитвах и великие святители, и самому апостолу Павлу Бог открыл в видении, что ему полезно, чтобы его молитва не исполнилась (2 Кор. 12, 9). Иногда Господь исполняет нашу молитву позднее, чтобы мы усилили нашу ревность в молитве и показали нашу веру.
Не должно слабить в молитве даже тогда, когда нам кажется, что Бог обернул свое лице от нас и не слышит нашу молитву. Христос свою притчу о неправедном судии закончил словами:«Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к нему день и нощь, и долготерпя о них? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре» (Лк. 18, 7-8).
Господь похвалил хананеянку, которая Его неотступно просила, и исполнил ее просьбу (Мф. 15, 21-28; Мк. 7, 24-30). Так и мы никогда не должны терять надежду что Бог исполнит нашу просьбу: будем молиться пока не получим или не почувствуем, что наша молитва ни в воле Божией.
VI
Молится надо не только тогда когда ощущаем нужду в чем либо, но вся жизнь христианина должна быть молитвой, особенно жизнь пастыря. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 17). Это не значит, что человек должен только молится и ничего больше не делать. Но это означает, что человек всегда должен иметь молитвенной настроение и каждый момент иметь в уме, что он находится перед лицом Божиим и в душе своей разговаривает с Ним. Заповедуется, следовательно, непрерывная внутренняя молитва. В это состояние нельзя сразу войти. Не правы те, которые говорят, что кроме внутренней молитвы не нужны никакие другие, так как в постоянной молитве может находиться только тот, который обучен внешней молитве.
VII
Молитва имеет различные степени. Чаще всего случается, что не имеем желания молиться, не смотря на то, что пришло время молитвы. В этом случае надо себя побороть и читать определенные молитвы, со вниманием выговаривая или читая каждое слово. В начале это будет лишь механический труд, и молитва будет только внешняя. Но это не есть молитва лицемера и фарисея, о которых Христос сказал, что они его почитают только устами, а что сердце их далеко от Него (Мф. 15, 8). Фарисеи и не старались приблизится духовно к Богу, и молились только для того, чтобы показаться перед людьми благочестивыми. А здесь человек желает молится, не думая о людской похвале, но молится только внешней молитвой потому что его дух в тот час не приготовлен для молитвы.
За время этой внешней молитвы приходит настроение для искренней молитвы. Надо только желать этого и следить за молитвами, которые читаем. В этом случае не надобно заставлять себя что-либо ощущать или вызывать в себе чувство: оно бы было неискренно. Если внимательно читаем молитвы, тогда мы приготовимся для молитвы.
Сначала получим интерес о том, что читаем, и уже не должны заставлять себя быть внимательными. После этого мы получаем желание к молитве, находим в том духовное удовлетворение.
Затем мы отдаемся молитве, забываем о всем земном, переносясь мыслию к Богу. Наконец достигаем высшей степени молитвы, когда наш ум всегда направлен к небесам и когда наш дух находится в непрерывном разговоре с Богом. Человек все сознает: может все делать и о всем думать, но в это же время его ум молится Богу и просит от Него руководства. Это же непрерывная молитва, к которой должны все стремиться, но ее могут иметь только великие молитвенники и ревнители благочестия.
Иногда когда они отдаются не только внутренней , но и внешней молитве они ощущают такое блаженство, что забывают все мирское и предчувствуют блаженство вечной жизни с Богом. Такое состояние не продолжается долго. «Отними от меня волны Твоей благодати чтобы я не умер от полноты блаженства», молился один подвижник.
Но и в остальное время такие подвижники так одушевлены, что никакие тяжести этой мирской жизни не в состоянии победить мир и блаженство, которое царствует в их душах. Они радостно все переносят ради имени Христова. Вера их твердая опора. Они в постоянном общении с горним светом.
Однажды пришли к преподобному Серафиму Саровскому (2 июня 1833 г.) люди из его края и спрашивали у него, что передать его родственникам. Преподобный посмотрел тогда на иконы, и сказал: «Эти мои родственники». Это не были только слова, но постоянное общение со святыми, стало причиной того, что они в действительности стали самые лучшие и самые дорогие приятели великого молитвенника.
Разумеется, этого состояния могут достигнуть только некоторые. Но каждый христианин должен трудится сам и направлять своих ближних на молитву; должен потрудится сам сколько в силах чтобы получить благодатные дары, которые получаются через молитву.
VIII
Крепость веры, душевный мир, укрепление душевных способностей, ощущение непосредственной близости Бога и Его святых – это сопутствует молитве.
Кроме того молитвою получаются многочисленные дары за наши духовные и земные потребности, особенно за первые.
Когда молимся о чем-нибудь, что полезно нам или нашим близким, часто Господь так быстро исполняет наши просьбы, что не успеваем молитву выговорить словами или мысленно, а ум получает то, о чем мы молились. Это должно нас убедить в том, что Бог заботится о нас и тогда, когда мы не получаем сразу просимое.
Бог дает нам в молитве и многие дары о которых мы не молились, так как сила молитвы не состоит в выговоренных словах или мыслях, но сила молитвы есть общение с Духом Святым. А так и Дух помогает нам в наших слабостях: так как не знаем о чем молиться, как полагается, «но сам Дух ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8, 26).
Молитва есть так же средство за укрепление любви и примирения с врагами. Когда мы молимся за кого-нибудь, у нас создается расположение к нему, и тот, не зная за это, ощущает проявленную ему любовь и его сердце становится мягче. Поэтому надо всегда молиться не только о себе, но и о других живых и умерших.
Особенно пастырь должен молиться о своей пастве, так как это одна из главных его обязанностей по отношению к ней. Если он запустит эту должность, тогда не может успешно исполнять и остальные. В молитве он черпает силу за свою работу.
IX
Всякий христианин должен молиться хотя бы три раза в день: вечером, утром и в полдень, особенно если он духовное лицо. Должен определить себе каждый день определенное время посвятить его молитве и без особенной надобности не оставлять это время молитвы.
Когда пробудится утром, первая его мысль должна быть обращена к Богу; когда встанет должен провести в молчании столько времени, сколько ему обстоятельства разрешают.
Так же и перед сном, каждый христианин должен молиться Богу, каясь в грехах и молиться Богу, чтобы наступающий день больше преуспевал в доброй жизни и Божием законе.
Если кроме определенного времени христианин ощутит желание молиться, не надо воздерживаться. Пусть молится только внутренней молитвой, если в том [есть нужда и он] находится в обществе. Если свободен, должен оставить другие заботы [и продолжить] молитву пока продолжается настроение. Святой Иоанн Златоуст [говорит: «Если ты] пробудишься ночью и ощутишь желание молится, стань на [колени] и ангел хранитель будет молится вместе с тобой. Если же [уснешь] и не вcтанешь, отступит ангел от тебя и дьявол придет [?]».
[Древние] отцы советуют, если во время молитвы какое-[нибудь] слово или выражение особенно привлечет наше внимание и вызовет ощущение, не должно читать дольше пока оно продолжается. Лучше меньше прочесть с чувством, нежели больше и без чувства. Должны определить и [долю], какие молитвы будем читать, но это не должно быть лишь формальное исполнение правила и без цели.
Надо сначала немного успокоиться и тогда внимательно прочесть молитвы, а потом дать некоторое время душе остаться под влиянием совершенной молитвы. И тогда с верой в Божию помощь приступить к своим занятиям. Аминь.
Протоиерей Александр Монич,
кандидат богословия,
ученый секретарь «Богословско-исторического
научно-исследовательского центра
имени архимандрита Василия (Пронина)
[1]2 июля 1994 года Архиепископ Иоанн был причислен к лику святых.
[2]Монич Александр, протодиакон. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997) // Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина). – Том 1. – ОАО «Патент». – Ужгород, 2010. – С. 432 / Составители: протодиакон Александр Монич, доц. каф. истории Украины УжНУ Юрий Данилец. – С. 7-47; Он же. Жизненный путь архимандрита Василия (Пронина) (08.09.1911-†05.01.1997) // Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина). – Том 2. – ОАО «Патент». – Ужгород, 2010. – 390 С. / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: протодиякон Олександр Монич. – С. 8-26; Он же. Архимандрит Василий (Пронин): «Православие в Карпатах – это мир наших летописей» // Живой Родник (Православный собеседник). – № 5-6 (81-82). – Май-Июнь. – С. 33-40; Он же. Из личного дневника отца Василия (Пронина) // Живой Родник (Православный собеседник). – № 5-6 (81-82). – Май-Июнь. – С. 42-45; Он же. Жизнь и церковное служение архимандрита Василия (Пронина) // Труди Київської Духовної Академії. – № 12. – 2010. – С. 297-310; Он же. Жизненный путь архимандрита Василя (Пронина) // Альфа и Омега. – № 2 (58). – М., 2010. – С. 128-143; и др.
[3]Монич Александр, протодиакон. Переписка святителя Иоанна (Максимовича) с иеромонахом Василием (Прониным). Материалы к канонизации архимандрита Василия (Пронина) // Православний Літопис. Журнал Мукачево-Ужгородської Православної єпархії. – № 9 (15). – Листопад-Грудень. – 2009. – С. 26-29.
[4]Сохранились письма епископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) к иеромонаху Василию (Пронину), которые датируются 31.07.1939; 15.02.1941; 15.04.1941 // Архив Мукачевской Православной Епархии (Далее – АМПЕ).
[5]27 июня 1947 года указом № 344 епископа Мукачевского и Ужгородского Нестора (Сидорука, 22.10.1945-03.06.1948), игумену Василию был дан повторный, подтверждающий предыдущий, указ о назначении настоятелем храма-памятника русским воинам в городе Ужгород. / Личное дело архимандрита Василия (Пронина) // АМПЕ.
[6]Письмо епископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) иеромонаху Василию (Пронину) от 15 февраля 1941 года // АМПЕ.
[7]Письмо епископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) иеромонаху Василию (Пронину) от 15 апреля 1941 года // АМПЕ.