В субботу первой недели Великого поста воспоминается великомученик Феодор Тирон, во времена Юлиана Отступника избавивший постившихся христиан от оскверненной пищи. В память об этом в пятницу, накануне субботы, в Церкви освящается и вкушается коливо. Мы предлагаем вам вспомнить и подвиг мученика Феодора Тирона, и рецепты колива.
«Плоть покорил еси самодержцу, славне мучениче, уму, и обоими угождаеши Создавшему» (из канона вмч. Феодору Тирону).
Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает “новобранец” (в отличие, например, от “стратилат” — “военачальник”).
Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру.
— Почему, когда нужно было принести богине жертву в кадило, ты принес ей огонь? – спросил игемон Публий.
Святой Феодор отвечал:
— Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?
После множества мучений судья еще раз спросил молодого воина:
— Чего ты хочешь: быть ли с нами или с твоим Христом?
Святой ответил с великой радостью:
— Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.
За это мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.
Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361—363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью.
Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво).
Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381—397).
В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого приготовленное из пшеницы с медом и маком коливо благословляется и раздается верующим.
По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Феодор Тирон пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу.
Для тех, кто, подобно Евдоксию, недоумевает, как приготовить коливо, приводим один из возможных рецептов:
1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда.
На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Иногда коливо готовят из риса, но рис следует приготовить особо: 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зерен, которая поможет нам помнить о смысле поста — хранении себя от любой нечистоты и скверны.
источник: orthodoxy.org.ua