Слово в Неделю Сыропустную
(Изгнание Адама и Евы из рая)
Ев. от Мф. Зач. 17.
Гл. 6. ст. 14-21.
Се мы пришли уже в самое преддверие святого и великого поста. В сию неделю святая Церковь положила вспоминание изгнания наших прародителей Адама и Евы из рая и лишение райския пищи. Рай – это состояние до грехопадения, это состояние невинности и безмятежного пребывания в мире с Творцом и со всею тварью.
Грех начался в мире ангельском. Один из верховных архангелов – Сатаниил, возгордился, не пожелал подчиниться своему Творцу и поэтому упал с неба. Вместе с собою он увлек значительное число других духов. Господь сотворил человека для того, чтобы он добровольно служил ему, но падший ангел позавидовал невинности человека и постарался искусить его. Для этого он вошел в змия, и через жену, которая не столь укреплена в добре, которая была создана в Раю и является райским созданием и не знала о другом мире, – попытался говорить с нею. О чем же начал говорить дьявол? Ни о чем другом, как о заповедях Божьих. Ева вступила с ним в разговор, рассказала ему о заповеди, и змий прельстил ее желанием обожения. Когда Ева согрешила, то она привела к греху и Адама. Они были изгнаны из Рая в этот мир, стали смертными, земля была проклята. Вот это изгнание и вспоминает сегодня святая Церковь.
Так как завтра начинается святой пост, то может быть кто-либо подумает: «Действительно ли пост необходим?». Так вот первая заповедь Адаму в Раю была заповедь о посте: «Не вкушай» от древа познания добра и зла. Других заповедей не было! И вот эту единую заповедь первые люди преступили, нарушили и за то были изгнаны из Рая сладости.
Следовательно, пост необходим, он столько же древен, как древен и род человеческий. Он освящен примером ветхозаветных праведников, таких как Моисей, пророк Илия, Даниил и три отрока. В Ветхом Завете был обычай постится четверток и понедельник. Пророк Исаия говорил вдохновенные слова о посте (См.: Ис. 58, 3-10). Наконец сам Господь в Новом Завете освятил пост 40-дневным пребыванием в посте в пустыни и предсказал, что его последователи будут постится, когда отнимется от них жених (См.: Мф. 9, 15; Мк. 2, 19; Лк. 5, 34). Действительно, святой апостол Павел не ел мяса «во век» (См.: 1 Кор. 8, 13), а святые отшельники поставили себе пост одной из главных целей. Святой Иоанн Креститель став посредине Ветхого и Нового Завета освятил пост своим примером. Святые учители Церкви, такие как свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Двоеслов писали вдохновенные сочинения о посте. Вспомним и о том, как подвижники нашей Русской Церкви пребывали в посте: святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские, святые Сергий, Герман и Савватий Соловецкие, Кирилл Белоезерский, святой Нил Сорский да и все другие. Не даром в народе есть поговорка, что «наша вера означается постом и крестом».
В память поста Господа устанавливается сия святая 40-ца. Моисей постился 40 дней и получил Закон. Пост же состоит не только в воздержании пищи, но и в обуздании языка, сердца и очей.
Согласно преданию Адам в 6 день и час простер руки и коснулся запрещенного плода, оттого и новый Адам – Господь наш Иисус Христос в 6 день и час простер руки на Кресте исцеляя того пагубу. Святитель Григорий Богослов учит иносказательно, что запрещение сие относится к исследованию божественного естества (Синаксарь).
Адам мог о всех вещах рассуждать и рассматривать, но только о божественном естестве не смел. Человек может исследовать о всех стихиях и о своем естестве, а о Боге, кто естеством и где, да не исследует.
Но человек, оставив все другое, начал исследовать о Боге и потому змий через Еву вложил в него мечту обожения. Некоторые из святых отцов говорят, что древо это было смоковница, отчего Христос ее потом и проклял.
Будучи изгнан из Рая Адам плакал горько. Не видно, чтобы плакала Ева. До тех пор плакал, пока Творец не помиловал наше естество, не облекся в человеческую плоть, не исправил грех Адама. Господь родился от Святыя Девы, указав нам путь к спасению усвоением Его искупительного подвига, через пост и смирение.
Похвала посту – его спасительность для духовной жизни, его древность, он освящен примерами множества подвижников. Церковь установила его как обязательное воздержание и предписывает его всем своим чадам. Только для тех, кто немощен или для младенцев или глубоких старцев допускает исключение, хотя Церковь восхваляет и особо величает святого Николая, который в среду и пятницу, будучи грудным младенцем, не принимал грудь матери до захода солнца.
Постились Моисей и Илия, постились неневитяны. Постился праведный Иов, святой Иоанн Креститель. Закон о назореях был как бы предуготовлением к новозаветному посту. Он заключался преимущественно в воздержании от пищи. Святитель Василий Великий написал специальное сочинение «О посте». Святая Церковь благословила и освятила пост и определила для него специальные времена. Пост есть смирение. Во время поста мы плачем о грехах. Истинная сущность поста есть послушание. Заповедь о посте была дана Адаму в Рае, когда он еще не согрешил. Пост есть порядок. Пост есть почитание Господа.
Как строго чтили пост христиане в первые века. Было много мучеников, которые не желали вкушать запрещенной пищи, идоложертвенного и оттого пострадали. Святой Феодор Тирон вспоминается, как тот мученик, который явился из другого света во сне епископу града и предостерег от осквернения пищей.
Но бывает и ложный пост о котором говорится в нынешнем Евангелиию Так постились мытари и фарисеи. Они не умывались, не чесали волос, ходили мрачные, чтобы люди видели, что они постятся. Но фарисейский пост не угоден Богу. Фарисеи хвалились перед Господом постом, но это самохвальство не угодно Богу. Фарисей в нем полагал свою праведность, которая заключается наипаче в душевном настроении. Есть люди, которые говорят, что не надо постится телесно, что доволен только душевный пост, но такие люди в большинстве случаев никак не постятся. Но как и в предыдущей неделе Господь показывает, что вместе с постом должно быть соединено и милосердие, а потому не надо себе собирать сокровищ на земле: «идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут. Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут» (Мф. 6, 19).
Сокровища на небеси – это добрые дела, там должно быть наше сердце. Но если надобно помогать ближним, то тем паче должно отпускать их согрешения и только тогда Отец Небесный отпустит нам согрешения наша, чего все мы и да сподобимся получить в святую Четыридесятницу. Аминь.
∗ Цит. по: Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 53-57.