«Господь не спросит на Страшном Суде о том, постились или молились мы, спросит, как хранили заповеди» – архимандрит Василий (Пронин)

Слово в Неделю Мясопустную

(О страшном суде)
(Второе пришествие Господа)

Ев. от Мф. Зач. 106.
Гл. 25. ст. 31-46.

Архимандрит Василий (Пронин) (08.09.1911-05.01.1997)

Наступает конец зимы, а вместе с тем и конец мира вспоминается. Годовой круг подобен всему году. Вспоминается кончина всего света, а вместе с тем и Страшный Суд, который будет пред концом. Перед нашими глазами как бы проходит вся история человечества. Сколь долго будет продолжаться жизнь на земле, это скрыл Господь от своих апостолов, для того, чтобы люди бодрствовали и не предавались порокам. Если Господь скрыл время кончины каждого из нас и никто не знает дня своей кончины, то тем паче надлежало скрыть время кончины всего света.

По учению Церкви сначала должно совершится пришествие антихриста, а непосредственно перед Страшным Судом, будет второе пришествие Господне. Придут святые пророки Енох и Илия, которые были взяты на небо и которые будут проповедовать слово Божие и бороться с антихристом. Они будут убиты, их трупы будут выброшены. Но вот тогда явится знамение на небеси Сына Человеческого, то есть святой крест, затрубят ангелы в трубы, воскреснут мертвии, изменятся живущие и откроется великий и Страшный Суд Господень. Еще мгновение, столетие, тысячу столетий и мир окончится.

Бог Отец «суд весь даде Сынови» (Ин. 5,22). Сядут тогда и святые апостолы на двенадцати престолах, чтобы судить двенадцать колен израилевых. Это будет космическое явление, стихии мира распадутся, течение жизни прекратится. Придет и святой Иоанн Богослов, сын громов. Енох, как представитель допотопного мира, святой Илия, представитель Ветхого Завета, а святой Иоанн Богослов – представитель Нового Завета. «Земля и все на ней существующее сгорит» (2 Пет. 3,10).

Люди воскреснут в одном возрасте, в котором воскрес Христос. Они узнают друг друга. Тогда бесы будут показывать людям их согрешения видимым образом. И восплачется род человеческий перед Господом. Все соберутся на суд. Господь разделит одних от других, как пастырь разделяет овец от козлов. Овец поставит одесную, а козлов ошую. Тогда скажет тем, которые одесную Его: вспоминая их дела милосердия: Взалкахся и дали мне есть и других пять дел (Ср.: Мф. 25,35). «Святые называются благословенными как воспринятые Отцом. Господь именует их наследниками Царства, дабы показать, что Он делает их общниками Своей славы как чад своих. Ибо не сказал «приимите», но – наследуйте, как будто бы речь идет о неком отеческом имении», говорит блаженный Феофилакт (Благовестник или толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 25. ст. 34-40).

Итак, Господь не спросит на Страшном Суде о том, постились или молились мы, спросит, как хранили заповеди. Милосердие, любовь к ближнему, сострадание, помощь – вот в чем надо будет дать отчет. Интересно, что праведники по своей скромности не сочтут себя сделавшими, что либо доброе.

И стоящие ошую услышат грозный глас Его: «Идите от мене, проклятии, во огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25,41). Итак, вечный огонь уготован не для людей, но для диавола. Люди же допустившие в свое сердце диавольские чувства, а потом и дела немилосердия, получат страшное воздаяние. Интересно, что они не нарушали заповеди: не крали, не убивали, а только были немилосердны и это уже обрекает их на вечные муки.

Один из великих отцов Церкви святитель Григорий Нисский учил, как некоторые предполагают под влиянием Оригена, о том, что муки окончатся. Святая Церковь, точно истолковывая слова святого Евангелия, говорит о вечных муках. Видимо так надо понимать это, что и сама вечность окончится. Время ведь только категория сознания. Время сотворено Господом. Будет то, что время и вечность окончатся. Но пока будет время, то муки будут вечны, пока будет вечность.

Слушая предшествующие притчи и возжелав спасительного покаяния, а с другой стороны видя милосердие Божие, человек может «леностно пожити» (Синаксарь) надеясь на милость Господа.

Образ Страшного Суда представляемый пред нами сегодня исполняет наши сердца спасительного страха Божия, который есть начало премудрости, а следовательно и духовной жизни. И если у нас не будет дел милосердия, если мы не раздробляли хлеб свой алчущему, а потом вздумали покаяться, то будет ли принято такое покаяние? И если начало духовного обращения есть покаяние, то плодами покаяния являются дела милосердия.

Одна из главных тем религии это грех. Всякий знает это по своему опыту. Но обратное понятие греху не праведность, а благодать и милосердие. «Зане милости хощу, а не жертвы» (Ос. 6,6), было сказано еще в Ветхом Завете.

Говоря о мытаре, отмечалось, что он пошел в дом свой более оправданным, нежели фарисей. Но не совсем оправданным, так как недостаточно покаяния, но надобны и добрые дела. Первые две притчи говорят о покаянии, а в сию неделю не говорится о покаянии, но о плодах покаяния, а эти плоды суть добрые дела. Мытарь Закхей оправдался тогда, когда он раздал пол имения своего ближним и тем которых обидел, воздал чертверицею. Чтобы кто не подумал, что достаточны только слова, Святая Церковь предлагает нам что надобны на Страшном Суде именно дела.

Итак, от веры или от дел оправдается праведник? Видно, что вера без дел мертва, именно о делах будет спрашивать нас Господь на Страшном Суде Своем.

Потщимся братие принести деятельное покаяние. Святой Серафим Саровский учит, что пост заключается не только в воздержании от пищи, но чтобы человек тот кусок хлеба, который он не съел, сам раздал бедным.

Если первое пришествие Господне было бесславно в уничижении, то второе Его пришествие будет во славе. Он явится с тьмами ангелов, «яко молния», которая блещет от края до края неба (См.: Лк. 17,24).
Своими духовными очима мы созерцаем окончание истории человечества. Это является величественным пророчеством о будущем. Судьбы человечества раскрываются. Апокалипсис глаголет сегодня к нашему сердцу. Ему поклонится всякое колено небесных и земных и преисподних (См.: Ис. 45,23; Рим. 14,11; Фил. 2,10-11). И будет Бог «действуяй вся во всех» (1 Кор. 12,6).

Вспомним, какое влияние произвела икона Страшного Суда, которая была показана святому Владимиру монахом-проповедником. «Добро тем, которые одесную» сказал святой Владимир. Будущая история мира открылась пред ним и произвела переворот в душе его. Из язычника он стал христианином. В древних Церквах изображение Страшного Суда помещалось на западной стене храма. Всякий выходящий из храма мог воочию созерцать тот Суд, на который всем нам надлежит предстать, чтобы дать отчет Богу.

Молитвами святых угодников, Господи соверши с назначенным судом обращение. Аминь.

 Цит. по: Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 47-52.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.