Слово в Неделю о блудном сыне
Ев. от Лк. Зач. 79; Гл. 15. ст. 11-32.
В церковном году установлено четыре поста, но только к великой Четыредесятнице Святая Церковь подготовляет своих чад особыми седмицами. В один из подготовительных воскресных дней мы слышали притчу о мытаре и фарисее, в которой была показана необходимость смирения для подлинного покаяния, для примирения человека с Богом.
Однако, кроме гордости и самопревозношения, мы можем впасть и в отчаяние, которое также губительно для души человеческой. И вот в эту неделю в притче о блудном сыне Господь учит нас живым примером, что нужно избегать отчаяния и возвращаться со смиренной надеждой к первоначальным благам.
Святое Писание говорит, что нет человека иже един день поживет и не согрешит: все мы много согрешаем, а если согрешаем, то и нуждаемся в покаянии и прощении грехов, в милосердии Божием. Как грязнятся наши одежды, если их долго не чистят и не моют, так грязнятся наши и человеческие души. То, что вода для одежд и для тела, то покаяние для души. «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» (1. Ин. 1, 8).
Притча о блудном сыне переносит нас в обстановку евангельской Палестины. У одного человека было два сына (это извечная проблема отцов и детей). Все заняты трудом, работая в поле. Как видно, нравы в семье были строгими, отец не давал даже козленка, чтобы сыновья повеселились друзьями. Младшему сыну наскучила жизнь в доме отца, он реи отделиться от семьи и стал просить отца, чтобы тот разделил имение. Отец исполнил его просьбу. Через короткий срок, видя, что вблизи отца нельзя вполне предаваться своим страстям, сын ушел «на страну далече». Там, вдали, он начал вести разгульную жизнь и расточил свою долю наследства. Он ничего не делал. Не для труда он удалился, но для того, чтобы весело проводить время. Наступил голод в той стране, и он начал бедствовать. Он нанялся работать к одному из жителей, и тот послал его пасти свиней. Вероятно, этот человек был язычником или израильтянином, отступившим от закона. И вот блудный сын хотел наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но тех не давали ему. Может быть, он тайком сам крал эти рожки свиных корыт. И, наконец, сын «пришел в себя». Значит, он, когда творил грех, был как бы вне себя. Ему вспомнился отцовский дом, который был как полная чаша, и он решил вернуться, заранее приготов слова покаяния, которые он скажет своему отцу: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. Сотвори мя яко единаго от наемник твоих» (См.: Лк. 15, 19; 21). Мы видим, блудный сын не только покаялся. Здесь больше покаяния, здесь и епитимия, которую дал себе кающийся сын. Так, мытарь Закхей сам сказал, что он раздаст по; вину имения своего бедным. Так и блудный сын не только просил прощения (он не имел, чего раздать), но и признал себя недостойным быть в прежнем положении. И если иногда говорят, что Церковь теперь дает за грехи слишком малые епитимий, то вот примеры того, как грешник сам себе определяет наказание. И вот сын пошел домой. Что же отец? Видно, он не раз задумывался над тем, где его сын, жив ли, здоров ли. Часто он выходил на дорогу и всматривался в синеватую даль. И вот однажды он увидел, что кто-то идет по дороге, и узнал своего сына. Вернее сказать, он едва узнал его, так тот изменился: оборванный, босой, худой. Но живой и здоровый. Как обрадовал отец! Он поспешил навстречу, упал на шею его и начал его целовать Сын стал говорить свои слова покаяния, но отец не дал ему окончить, но приказал своим слугам принести лучшую одежду и надеть перстень на руку его. Он приказал заколоть упитанного тельца, и в том доме, где всегда была строгая обстановка, начался пир. Отец не поторопился позвать старшего сына. Лишь только вечером, когда тот возвращался с поля, он сам услышал и увидел необычное: из освещенных окон дома доносились звуки пения и ликования. Он подозвал одно из отроков и от него узнал, что вернулся брат его и что отец заколол тельца, так как «здрава его (младшего сына) прият». Старший сын разгневался и не захотел войти в дом. Но отец, не желая оставлять его в гневе, вышел, к нему и просил его войти. Но тот в ответ начал укорять отца. Вот мы видим, как все вдруг изменилось. Младшего сына никто не звал, он сам вернулся в отчий дом, а старшего упрашивает отец, но он отказывается. Однако отец напоминает, что в принадлежащее ему принадлежит и сыну, и, видимо, этим подтверждает его права на неделимое впредь наследство.
И в этой притче нетрудно увидеть в старшем сыне фарисея, а младшем – мытаря. Старший сын считал себя праведным, что и спешил подчеркнуть, укоряя отца и брата. Его отказ – это отказ фарисеев войти на пир Господень. Праведность же заключается в смирении, и каждого, кто приходит с истинным покаянием, Господь принимает с раскрытыми отеческими объятиями.
Научая нас не отчаиваться и не коснеть в грехах, показывая нам путь к обращению, к новой жизни, Господь в этой притче также предостерегает и от осуждения ближних. Видимо, и блудный сын там, далеко, «на реках Вавилонских», горько плакал о своей, и только о своей, жизни, и это-то было для него как наказанием, так и началом исправления.
Итак, следует избегать гордости, самооправдания и укорения наших близких. Со смирением, чему постоянно учит нас Спаситель словом и примером, нужно прийти в себя и вернуться в дом Отца Небесного, ибо чистая жизнь – это дар Господу и великое благо для нас и наших ближних. Аминь.
Произнесено в храме Мукачевского Свято-Николаевского монастыря, 1968 г.
Опубликовано:
∗ ЖМП. – № 2. – 1968. – С. 32-34.
∗∗ Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей, общая редакция и составление: кандидат богословия, протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 42-46.