«Встреча с Христом делает переворот в человеческой душе»: архимандрит Василий (Пронин)

Слово в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

 О Закхее

 Ев. от Лк. Зач. 94

Гл. 19. ст. 1-10

В предыдущих евангельских чтениях мы слышали о чудесных исцелениях Господом. Так в минувшую неделю говорилось об исцелении Спасителем слепца, который сидел при дороге Иерихонской. Но какое может быть исцеление больше, нежели исцеление души? Не труднее ли всего исправить человеческую душу, которая погружена во грехи, злые привычки и страсти?

Закхей

Исцеление слепого быстро разнеслось по городу и стало всем известно. Тогда навстречу Спасителю вышли толпы народа, которые желали видеть и приветствовать необычного Чудотворца. Среди этой массы людей был один начальник мытарей, по имени Закхей, который был так мал ростом, что не надеялся увидеть Господа и потому влез на дерево – ягодичину, чтобы хотя издали увидеть великого пророка. Видимо, он был здоров и богат, и у него не было никаких просьб к Спасителю. Наверно, только его душа не была покойна, потому что он исполнял обязанности мытаря, то есть человека, который собирал подати в пользу язычников. Это служило напоминанием о чужеземном владычестве, кроме того, эти мытари по обыкновению были люди испорченные, собирали больше положенного и обогащались сами. Когда Господь проходил мимо него, Он увидел его и сказал ему: «Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает ми быти» (Лк. 19, 5). В самом поступке Закхея, в том, что он влез на смоковницу было что-то детское и к нему могли быть применены слова Спасителя: «Аще не обратитеся, и яко дети, не внидете в царство небесное» (Мф. 18, 3).

Действительно, трудно себе представит, чтобы какой-то фарисей, исполненный важности и смешного самообольщения, взобрался на дерево.

С радостным сердцем принял Его Закхей, и это смиренное гостеприимство не могло не тронуть Господа. В Иерихоне оказался достойным милости презренный у фарисеев мытарь, как и за время Иисуса Навина оказалась достойной милости Раав блудница.

Закхей слез и поспешил принять Господа и Его учеников. Они наверно вспоминали Гергесинских жителей, которые просили, чтобы Господь скорее ушел от них, они могли вспоминать общину в назаретской синагоге, которая хотела сбросить Господа с горы, да и много было таких случаев, ведь недаром с горечью и грустью сказал Спаситель: «Лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити» (Мф. 8, 20). Но вот в доме иерихонского мытаря Он нашел радостный привет и подлинно авраамское гостеприимство.

Но не только многие, а все роптали говоря: «Яко ко грешну мужу вниде витати» (Лк. 19, 7). Народ не любил мытарей. Но Закхей стал и сказал Господу: «Се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею» (Лк. 19, 8). Вот какой переворот в душе человеческой производит встреча со Христом. Невольно мы вспоминаем богатого юношу, который хвалился, что от юности сохранил заповеди Божии, и когда услышал совет от Господа раздать имение, то отошел скорбя. Но вот Закхей не мог хвалиться, что он исполнил от юности заповеди, наоборот, он был тем человеком, который преступал заповеди и все же он немедленно решил отдать половину имения нищим, а из другой половины вознаградить обидимым. Это показывает его нам как человека, который помнил всех кого он обидел, так как мы наоборот часто помним тех, кто нас чем-либо обидел. Следовательно, Закхей был совестный человек.

Господь сказал: «Яко днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 9-10). Господь пришел не для праведников, а для грешников.

Из жизни каждый знает какое значение имеет один человек для другого. Человек радуется в присутствии другого человека, с которым был долгое время в разлуке. Но если человек оказывает такое влияние на человека, то какое же влияние оказывает Сын Человеческий на людей.

Красота и сила Священного Писания заключается в том, что оно в немногих строчках, порою в нескольких словах, показывает нам характер и жизнь человека. Много ли сказано о Закхее? Всего несколько строк, но легко его себе представить. Вот он погружен в денежные расчеты и так проходила его жизнь. Но вот в один день он увидел Христа и от того часа его жизнь совсем меняется. Не только его жизнь, но меняется сам человек Закхей. Он был скряга, но вот он половину имения своего раздает бедным и обидимым, он обижал других, но вот он хочет примириться с ними и четверицею вознаградить обидимых. Что же совершило этот переворот в его душе? Присутствие Господа. По древнему Преданию Закхей был потом епископом в Кесарии Палестинской.

В древности была пословица, что человек человеку волк. Но в Новом Завете преподобный Серафим учит нас, что человек человеку радость. Опираясь на благодать Христову будем стремиться как к тому, чтобы наш характер изменился к лучшему, а также чтобы и для наших ближних мы не были не только в тягость, но стремились вызвать в их душах лучшие чувства.

Когда художник хочет нарисовать портрет, то он должен много смотреть на человека, он должен изучить оригинал, чтобы изобразить его на полотне. Но если мы имеем желание подражать нашему Господу, то должны внимательно и долго всматриваться в Его образ, как в иконе, так и в Евангелии, так и в обряде для того, чтобы и в нас хоть и в слабой степени отразились черты Богочеловека. Аминь.

Произнесено в храме Мукачевского Свято-Николаевского монастыря

4 февраля 1971 года

Источник:

Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей,

общая редакция и составление: кандидат богословия,

протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 298-302.

Переглядів: 104

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

five + thirteen =

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.