Архимандрит Василий (Пронин): «Небесное Царствие достигается людьми со свободной волей, которые могут выбирать, но, многие сами отказываются войти в Царство и придумывают себе извинения»

Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице

Святых Праотец

Вечеря у богатого

 Ев. от Лк. Зач. 76

Гл. 14. ст. 16-24

Святые Праотцы
Святые Праотцы

Недели пред Рождеством имеют особое значение. Нынешняя неделя называется Неделею святых Праотец, а следующая – Неделею святых Отец. Сегодня святая Церковь вспоминает всех предков по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. От праотец родилась Преблагословенная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. Поэтому-то, начиная с Адама, вспоминаем мы сегодня ветхозаветных патриархов: Авеля, Сифа, Еноса, Сима, Иова многострадального, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Самуила, Давида, Соломона; также судей: Гедеона, Сампсона, Варака; пророков и праведных жен и пророчиц: Сарру, Рахиль, Ревеку, Руфь, Анну, Иудифь, Девору, Ольду, Есфирь, Мариам. Разумеется, не все эти праведники были предками по плоти Господа; ими не были Авель, пророки Илья и Даниил, так как они вообще были по преданию девственники. Но Церковь их вспоминает как прообразов Мессии, как потрудившихся в деле хранения великих обещаний о пришествии на землю Искупителя рода человеческого, как тех, которые жили верою в грядущего Помазанника, Сына Божия. Не все из них хранили святую веру в чистоте и непорочности, как, например, Соломон, пошатнувшийся ради жен в исполнении заповедей, но все же мы ублажаем его как писателя канонических книг, как строителя храма Иерусалимского, как того, кому дважды явился сам Господь. Все они не только надеждой жили на Грядущего, но их спасает Христос, сошедши во ад и совоскресивши их с Собою. Царство небесное – вот то упование, которое согревало их души, ради чего они были готовы перенести все гонения, невзгоды и скорбь.

Но вот исполнилась полнота времен, приблизилось пришествие Мессии, Царство Божие стало досягаемой реальностью. Пришедший Господь изобразил это Царство под видом вечери велией, о чем мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

«Человек некий сотвори вечерю велию, и зва многи» (Лк. 14, 16). Под человеком, по толкованию святых отцов, здесь надо понимать Господа Бога, который приготовил вечерю для людей, то есть приготовил для них, для всех нас, для всего человечества, ту небесную вечерю, которую так ублажает некто, кто слышав слова Господни воскликнул: «Блажен, иже снесть обед в царствии Божии» (Лк. 14, 15). И если большая радость и утешение не только для обычных людей, но и для святых заключается в причащении на земле святых Тайн, то в молитве на Литургии мы просим Господа: «Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего». Итак, приготовив вечерю, человек послал раба своего звать на нее многих. Под рабом можно понять как праведников Ветхого и Нового Заветов, так и Священное Писание, Слово Божие, которое постоянно зовет нас в Царство Божие. Званнии – это, в первую очередь, народ израильский, так как их отцы, их законоположение, и от них Христос по плоти сущий над всеми Бог. Но все званнии начали отрицатися: один сказал, что купил село, то есть землю, и имеет нужду пойти и посмотреть ее, другой – купил пять пар волов и имеет нужду пойти и испытать их, а третий взял жену и потому не может прийти. Первый напоминает нам того, который занят заботами житейскими и возделыванием природы, другой – животным царством, а третий – человеческим миром. Поскольку все, что есть, может быть поделено на три царства: материальное, животное и человеческое, так эти люди и представляют собой тех, которые заняты одним из этих царств. Увы, все они нашли для себя нечто другое помимо Царства Божия, и это другое заняло их мысли, чувства и время. Тогда раб пошел и сказал об этом Домовладыке. Тот разгневался и послал раба своего: «изыди скоро на распутия и стогны града, и нищыя и бедныя и слепыя и хромыя введи семо» (Лк. 14, 21). Здесь уже Господь призывает не тех богатых хозяев, женившихся людей, которые, видно, и на этом свете не плохо себя чувствуют, но нищих, бедных, которые не имеют ни села, ни волов, и не привязаны материальными благами. Слепые и хромые – это те, которые вряд ли женились и могут наслаждаться жизнью. «На суд аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепы будут» (Ин. 9, 39). Но и после этого осталось место. Тогда Господин повелел рабу: «изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой» (Лк. 14, 23). Это, по толкованию святых отцов, язычники, которые влаются всяким ветром учения и далеко отстоят от закона. Итак, никто из тех званных мужей не вкусил вечери, а вкусили бедные и нищие. «Мнози бо суть звани, мало же избранных» (Лк. 14, 24). Так заключил Господь. Кто же это званные? В древности, как мы уже говорили, это были представители израильского народа: книжники, фарисеи, саддукеи, священники, левиты – они были в первую очередь званные на вечерю, но они отказались ввиду пристрастия к земному. А теперь все те, которые слышали когда-либо проповедь евангельскую, а наипаче крещенные, суть званные в Царствие Божие, но увы много званных, а мало избранных. Многие сами отказываются войти в Царство и придумывают извинения. Невольно приходит на память притча о сеятеле, там говорилось, как одно зерно упало в терния, другое – при дороге, иное – опять на камень. И чтобы кто-либо не сказал, что он не в состоянии делать дел любви и милосердия, так как он является камнем, или что среда (как некогда говорили), или терния, заглушило доброе, и поэтому получается некая видимость предопределения, то вот теперь, в данном случае Господь показывает, как три первые части отказались прийти на вечерю, а только четвертая часть пришла. Но это уже были люди со свободной волей, которые могли выбирать как им было угодно. Один мог посмотреть позже купленную землю, а другой не должен был спешить к волам, третий же мог прийти на вечерю вместе с женою, за что бы получил особую награду. Но вот три первых части отказались, а четвертая состоит из бедных и нищих, потом слепых и хромых, а потом сущих на распутьях. Они получили равную награду, они вкусили вечери Господней.

Помня сию притчу и слушая Слово Божие, будучи крещенными, а значит – званными в Царствие Божие, мы должны быть готовыми немедленно все оставить, когда слышим голос Призывающего. Мы должны иметь перед глазами не здешнюю жизнь, но будущее воздаяние. Как святые апостолы немедленно все оставили и последовали за Господом и вкусили от благ небесных, а богатый юноша оказался недостойным. «Удобее есть велбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити» (Мф. 19, 24). «Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное» (Мф. 5, 3).

Помня это, будем всегда стремиться к исполнению заповедей милосердия и сострадания и таким образом да сподобимся достигнуть Небесного Царствия и вкусить вечери в Небесных обителях. Аминь.

Источник:

Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей,

общая редакция и составление: кандидат богословия,

протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 279-284.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.