«Если человек обращается к Господу, там он находит истинное утешение» (Слово на Покров Пресвятыя Богородицы архимандрита Василия (Пронина))

Слово на Покров Пресвятыя Богородицы

 Ев. от Лк. Зач. 54

Гл. 10. ст. 38-42

Гл. 11. ст. 27-28

 Часто человек ищет какой либо защиты, какой-либо помощи. Это вполне естественно. Он ощущает свою слабость и желает найти подпору и поддержку. Иногда человек стремится получить эту поддержку в себе самом. Своей волей, своей силой он решает следовать по пути добродетели, но, увы, этого недостаточно. Человеческая природа испорчена, и она не может устоять в добре сама по себе. Пример этому мы видим в жизни, творчестве и литературных трудах Л.Н. Толстого. Сколько раз он описывает, как он решает, что будет самосовершенствоваться и всегда он отчаивается. Да и всякий из нас если бы захотел спасать сам себя, то рано или поздно должен был бы убедиться, что это бесполезное дело, что это, вернее, безнадежное дело. Это все равно, что самого себя поднять за волосы до потолка.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Но вот иногда человек ищет помощи и поддержки в силах природы. Он надеется, что здоровый и крепкий человек будет и душевно крепок, но это не совсем верно, или вернее сказать совсем не верно. Вода, воздух, здоровье, пища укрепляют тело, но не всегда укрепляют дух. Это может испробовать всякий и убедится, что страсти и злые наклонности иногда еще сильнее действуют в здоровом теле.

Иногда человек ищет помощи в упражнениях духовных. Он стремится укрепить волю, развить способности при помощи особых упражнений. Но и это только отчасти ведет к цели. Скоро приходится убедиться, что все таковые попытки тщетны.

Наконец, человек может стремиться найти или искать поддержку и помощь в другом человеке. Действительно, человек человеку может оказать большую помощь, но и это скоротечно. Как часто и в этом случае бывает, наступает разочарование! Не даром еще в Ветхом Завете сказано: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер. 17, 5).

И вот обычно после всех всевозможных проб человек, наконец, обращается к Господу. Там он находит истинное утешение.

Но путем к Богу, лествицею к небу, является Пресвятая Богородица, Покров Которой и празднует повсеместно Святая Церковь. Всякий грешник, если вручит себя под Покров Богородицы, получит избавление и силы для начала обращения к благодати.

Если бы не Покров Пресвятой Богородицы над миром, то неизвестно стоял ли бы мир до сего дня. Человек, который прибегает к помощи и заступлению Богородицы чувствует всем своим сердцем Ее небесную защиту, Ее поддержку и покровительство.

Благочестивые люди чувствуют это своим сердцем и рассказывают нам об этом.

Однажды один преподобный по имени Андрей, юродивый Христа ради, видел своими телесными очима Покров Божьей Матери во Влахернской Церкви в Царьграде, что и вспоминает сегодня Святая Церковь. Святый Андрей Христа ради юродивый был славянин и в Константинополь попал случайно. Там он был в служении одного знатного человека, по имени Феогност. Тот, покупая рабов, купил и Андрея, который со времен в Константинополе обучился чтению святых книг и вельми прилежаше делу тому. Однажды, стоя на молитве, он увидел злых духов, которые завидовали его преуспеянию и начали его пугать. Он лег на кровать и закрылся кожей. Потом, он видел дивный сон: якобы он вошел на единоборство с черным человеком и победил его. Пробудившись, он начал подвиг юродства. Вскоре господин отпустил его. Преподобному был дан дар чтения мыслей и намерений человеческих. Так, однажды он видел одного человека, который пожелал раздеть мертвую девицу. Преподобный Андрей предрек ему, что он ослепнет, но тот не послушался и когда вошел в гроб и раздел девицу, то она силою небесною ударила его по лицу, отчего тот нечестивый гробокопатель ослеп. Много и других случаев прозорливости преподобного Андрея записал пресвитер храма святой Софии – Никифор. Однажды уже близ своей кончины (936 г.) преподобный Андрей был восхищен в рай и слышал там неизреченные глаголы, сподобился поклонится Самому Господу. Но там, в раю он не видел Пресвятой Богородицы. На это ангел ему сказал, что Она пошла в мир для утешения скорбящих для ободрения недугующих для исправления грешников. И вот поэтому святой Андрей видел Ее на воздусех во Влахернском храме в Константинополе.

Святой Андрей, Христа ради юродивый
Святой Андрей, Христа ради юродивый

Однажды там совершалось торжественное бдение. Было много молящихся, присутствовал сам император Лев Мудрый. В это время в 903 году, враги сарацины подходили к Царьграду и народ устремился в храм для молитвы. Тогда Покрова приходилось в день воскресный. Ночью святой Андрей увидел Пресвятую Богородицу со множеством святых. Возле нее стояли девственники святой Иоанн Креститель и святой евангелист Иоанн Богослов. Она вся была в необыкновенном свете. Она подняла свои руки, а в руках у Нее был честный омофор, то есть плат, котрый Она носила на голове и святым омофором Она покрывала весь молящийся народ. Так мы молимся и до сего дня: «Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором». Это было знаком Ее небесной защиты для Царьграда. И действительно воины отошли посрамленными от города.

Великий этот праздник ибо сама Пресвятая дева пришла в храм. Ранее видимо, теперь невидимо.

Мы особо радуемся этому святому дню. Оттого, что Богородица взятая Господом на небо, не оставила нашей грешной земли. Она заботится о нас и обращает свои молитвы о грешном роде человеческом к Господу. Святой Ефрем Сирин говорит так: «Если бы и все забыли о Тебе, Мати Божия, то я никогда не забуду и я знаю, что если бы и все забыли обо мне, то Ты никогда не забудешь».

Пресвятая Богородица есть не только нашей молитвенницей пред Господом, но Она является как бы нашей всеобщей Матерью. Господь усыновил Ее под Крестом. И вот мы можем спросить: «Почему именно под крестом Господь усыновил святого Иоанна Богослова Пречистой Богородице когда сказал: «жено, се, сын твой», а потом ученику: «се, мати твоя»» (См.: Мф. 19, 26-27). Почему это Господь не сказал например в Канне Галилейской или на другом месте? Святые отцы толкуют это так. «Только тот, кто с Иоанном стоит на Голгофе, только тот достоин благодати, чтобы Богородица была и называлась его Матерью» (Радивиловский Антоний. Венец Христов. – Киев, 1688).

Когда в день Благовещения Святой Дух сошел на Нее, Она стала Матерью Бога, сущею Богородицею, а на Голгофе, под крестом Она стала нашею Матерью.

Хотя иногда и мать не любит своих детей, если они пьяницы, развратники, клятвопреступники, погрязшие в нечистоте, но Пресвятая Дева, любит нас даже «обремененными грехами многими».

«Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис. 66, 13), говорит Господь через пророка Исаию. Оттого мы и поем в молитвах: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево», «Все упование мое на Тя возлагаю Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Все святые были слугами, рабами Господа, только Одна Мария была Матерью Бога. Оттого Она выше всех святых. Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения Серафим.

В храме и дома мы видим святые иконы Пресвятой Девы Марии Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Мы невольно обращаемся к детству господа и первые слова, которые произнес младенец Иисус были наверное «Мама, Мария». Она носила Его на руках и когда святые волхвы, праведный Иосиф, Симеон Богоприимец или пастыри хотели взять на руки Иисуса, то они принимали Его от Марии. Так и мы в святом причастии принимаем Иисуса из просфоры, которая означает Пресвятую Деву. Поэтому те, которые не почитают Богородицу, а стремятся и говорят, что почитают Иисуса, этим самим они хотят вырвать младенца из рук Его Матери. Она видела Его первые детские слезы, Она слышала Его последние слова на кресте.

Господь не желает терпеть людских грехов и только благодаря заступничеству Его Пречистой Матери мы защищены от истребления. Ибо Господь по своей справедливости, уничтожил бы грешников, как уничтожил людей перед потопом (Ср.: Быт. 6; 7), как уничтожил Содом и Гоморру (См.: Быт. 19, 24), как погибли те 18 человек, на которых упал столп Давидов (Ср.: Лк. 13, 3-5).

Будем всегда прибегать под Покров Пречистой Девы Марии, а для сего будем стараться вести чистую жизнь, без злых мыслей и без злых дел. Она поможет нам в этом, если мы твердо решимся и дадим обещание.

Нечистый дух ходит по земле, «как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8), а Пресвятая Дева Мария ходит по земле и ищет, кого бы спасти. Если Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), то наипаче Пресвятая Дева, дщерь человеческая.

Будем же молиться, чтобы нас Пресвятая Дева покрывала всегда своим честным омофором. «Много бо может молитва матерняя ко благосердию Владыки!». Сегодня мы видим, как исполнились евангельские слова «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Ныне Владычицу Богородицу ублажают все роды.

Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным твоим омофором. Аминь.

Источник:

Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина) / Дешифровка рукописей,

общая редакция и составление: кандидат богословия,

протодиакон Александр Монич. – Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 338-344.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.