«Мы в Церкви делаем не дело человеческое, но дело Божие» – архимандрит Василий (Пронин). Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

О злых виноградарях

 Ев. от Мф. Зач. 87. Гл. 21. ст. (33-42)

Эта Вселенная, этот мир принадлежит Господу Богу, который сотворил его и Ему одному ведомыми путями промышляет о нем. Помимо всех иных творений Господь поставил в мире и человека для того, чтобы он познавал своего Творца и по своей силе и разумению служил Ему. Люди всегда должны помнить, что они отдадут отчет за свои дела и слова и поступки. Но ввиду греха человек часто забывает Господа, уклоняется в суету и обращает свои заботы только о земном существовании, но что еще горше, человек начинает служить твари вместо Творца, покланяется идолам, создает безнравственные культы. Трудно поверить, что человек сам собою доходит до этого, но скорее под влиянием и действием нечистых злых духов, которые стремятся отвлечь человека от истинного Богопочитания. Вразумляет Господь род человеческий, но напрасно. И тогда посылает наказания: так погиб допотопный мир, так погибли Содом и Гоморра.

В притче, которую мы слышали сегодня, Господь Спаситель изображает, как люди которым было вверено строительство Царствия Божия, решили создавать его по своей воле, решили, что они являются господами вселенной.

Некоторый человек насадил виноград и оградил его оплотом, и ископал в нем точило и сделал столп и дал его делателем, а сам удалился. Под человеком надо понимать Господа, а под виноградником народ израильский, как было сказано еще у пророка Исаии: «Виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть» (Ис. 5, 7). Делатели же винограда – это старейшины народа, книжники, фарисеи, первосвященники и князи. Что же они сделали? Они не пожелали дать плодов Господину виноградника. Когда приблизилось время плодов, то Господин послал рабов для того, чтобы принять плоды. Но делатели кого били, кого убили, кого побили камениями. Господь же коснит наказанием, он посылает других рабов, многочисленнее первых, но и с теми поступили так же. Но вот, наконец, Господин посылает к делателям сына своего возлюбленного, так как думает, что может быть они усрамятся сына его. В данном случае Господин ошибся, но он ведь посчитал, как должно быть. Что же делатели? Увидев приходящего сына, они сказали сами себе: «Сей есть наследник: приидите, убием его, и удержим достояние Его» (Мф. 21, 38). Этот заговор взбунтовавшихся рабов, неблагодарных, злых и слепых, был приведен в исполнение. Они схватили его, вывели вон из винограда и убили. Легко видеть, что под рабами надо понимать пророков и праведников, а под Сыном – Господа нашего Иисуса Христа. Делатели вывели его вон из винограда, т.е. из города Иерусалима, и распяли на кресте, думая, что виноград останется им. После того, как Спаситель сказал эту притчу, Он спросил слушателей: «Егда убо приидет Господин винограда, что сотворит делателем тем» (Мф. 21, 40). Ему ответили: «Злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят Ему плоды во времена своя» (Мф. 21, 41). Итак, они сами на себя произнесли суд. Под пришествием Господина винограда надо понимать второе пришествие Господне, когда все получат по заслугам.

Тогда Господь обратился взором к пророчествам в псалмах и сказал: «Несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею» (Мф. 21, 42).

Итак, то, что Господь предсказывал, то, что с Ним случилось, было предопределено еще в Ветхом Завете.

В Церковь Господню вошли новые народы, новые люди, которые принесут плоды Господу. Это напоминает нам Великого Инквизитора в известном романе Достоевского «Братья Карамазовы». Там Великий Инквизитор хотя и сострадает Христу, но желает и Его спалить для того, чтобы самим без Спасителя устраивать царство на земле. Итак, это есть постоянное стремление людей, человечества – строить своими силами без помощи Божией, забывать, что Господу принадлежит все, что есть на земле и на небеси.

Будем же, братия и сестры, всегда памятовать, что мы должны дать отчет Спасителю во всем. Что мы в Церкви делаем не дело человеческое, но дело Божие, и совершать наше служение должно со страхом и трепетом. Аминь.

Источник: Собрание трудов архимандрита Василия (Пронина)

/ Дешифровка рукописей, общая редакция и составление:

кандидат богословия, протодиакон Александр Монич.

– Т. II. – Ужгород: ОАО «Патент», 2010. – С. 200-203.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.