Слово в Неделю 5-ю по Пасхе
О Самаряныне
Ев. от Ин. Зач. 12.
Гл. 4. ст. 5-42.
«Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» (Ин. 4, 14) возглашает Спаситель. Душа человеческая, как ребенок, который взят от матери. Он плачет, он неспокоен, и его ничем нельзя успокоить. Если на короткое время он и займется блестящим предметом, игрушкой, то вскоре опять начинает плакать и ищет матери. Но вот мать взяла его на руки и он рад, успокоился и улыбается, ибо он чувствует, что это его родная мать. Так и человеческая душа: чем бы она не увлекалась, чем бы ни забавлялась временно – она не может успокоиться. Это как морская вода: чем больше пьешь, тем больше хочется пить.
Но живая вода, которую дает Христос, есть подлинным источником жизни. Об этой воде и говорит Господь самаряныне, память которой празднует сегодня Святая Церковь. В недели по Пасхе Церковью вспоминаются и прославляются чудеса Христовы, показывающие Его любовь к человеку и Его божественную силу. В этих событиях святым апостолам открылось божественное могущество, видя которое они уверовали, что Господь есть воистину Мессия, Сын Божий.
Самария, которая находилась между Иудеей и Галилеей, состояла из смешанного населения. Там были поселены язычники, но там проповедовали священники аароновы. В результате население приняло пять книг Моисеевых, но хранило многие чуждые обычаи. Покланялись они на горе Гаразим, где некогда Авраам построил жертвенник Богу и получил благословение.
Между самарянами и иудеями была острая национальная и религиозная вражда. Иудеи не допустили их к строительству храма, считали их нечистыми и строго избегали всякого общения. Но Спасителю было известно, что самаряне так же ждали пришествия Мессии, о чем они читали в книгах Моисеевых.
Знакомство язычников со священными книгами иудеев шло в двух направлениях: с одной стороны египетские властители стремились перевести эти книги на греческий язык, а с другой стороны ассириянам, поселившимся в Самарии, было известно Пятикнижие Моисеево и то в оригинале.
Один из переводчиков, старец Симеон, приветствовал Богомладенца в храме в день Сретения, а вот ныне Спаситель желает принести слово Евангелия и в Самарию. Как бы мимоходом, проходя в Галилею приходит Господь с учениками в город Сихарь. Недалеко от города был известный колодезь, который выкопал патриарх Иаков. За время императора Юстиниана устье этого колодезя «камень на котором сидел Спаситель были перенесены в Константинополь в храм святой Софии, а взамен были поставлены подобные».
Господь, который «путешествовал так спешно, что и утруждался от пути» (Святитель Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. – Ч. I. – С. 371), сел возле колодезя. Вероятно, там были деревья, так как была влага, – в ожидании пока Его ученики пошли в город для того, чтобы купить пищи. Мы видим, что все ученики оставили Спасителя и пошли в город. Что влекло их туда? Любопытство, желание посмотреть город, хотя Спаситель и говорил им: «В город самарянский не входите» (Мф. 10, 5). Но в данном случае была необходимость купить пищу. Раньше они конечно не входили в самарянские города, но вот теперь, когда представилась необходимость все поспешили туда, оставив одного своего Учителя. В это время пришла из города самарянка, для того, чтобы почерпнуть воды. Это был знойный полдень и в это время не многие шли к колодезю за водой. Полдень был именно тем временем дня, когда согрешили Адам и Ева и вот новая Ева самаряныня приходит к новому Адаму и здесь слышит радостную весть о вечной жизни.
Спаситель спрашивает у нее воды, а самарянка удивляется, так как иудеи с самарянами не сообщались. Видите ли, братие, что самарянка сразу признает Его за иудея, и поэтому не извинительны книжники и фарисеи в своей злобе, которые называли Его самарянином. На это Спаситель говорит, что у Него есть живая вода. Самарянка поняла это в смысле той же текущей воды и вопрошает: «Откуду убо имаши воду живу?» (Ин. 4, 11). А когда Господь сообщил ей о живой воде, которая течет в жизнь вечную, то самарянка начала просить ее у Господа. Видно и она утрудилась в пути, так как прося живую воду, говорит: «Господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати» (Ин. 4, 15). Тогда Господь, как провидец сердец человеческих в немногих словах открывает всю ее жизнь. Видя это, женщина обращается к нему как к пророку за разрешением давнего спора о том, где надобно поклонятся. Здесь Господь открывает ей великую истину, что поклонятся Богу в Духе можно везде. Слыша такое объяснение, самарянка отлагает решение до того времени, когда придет Мессия, который возвестит нам вся. Настал момент, чтобы Спаситель открыл Себя самарянке: «Аз есмь, глаголяй с тобою» (Ин. 4, 25). После этих слов пришли ученики, а женщина, забыв свой водонос, поспешила в город, чтобы возвестить людям эту необыкновенную весть.
Люди поспешили к Нему. Сначала они верили со слов женщины, а потом, когда Господь пробыл у них два дня, то сами убедились, что Он Мессия.
Самарянка от части напоминает нам жен мироносиц. Правда, они проповедовали воскресшего Христа, а самарянка – прозорливца. Но вот по ее словам люди веруют в Господа. Видно, что слова ее были очень убедительны, если апостолы не сразу поверили мироносицам, а самаряне поверили сей жене. Господь дал ей имя Фотиния, т.е. Светозарная, или Светлана. Это единственный пример, что по преданию Господь дает новое имя жене. Обычно новые имена давались только апостолам. Воистину она принесла свет своим соотечественникам. Она пострадала при Нероне вместе с семью сыновьями своими. Их привязали к двум согнутым деревьям, а когда отпустили ветви, то деревья, выпрямившись, разорвали их тела.
На земле самарянка однажды встретила Христа у колодезя и ее душа возгорелась к Господу бесконечной любовью. По смерти она вечно пребывает с Ним. Аминь.
Проповедь произнесена 11 мая 1958 года
в с. Лалово,
Мукачевского района