“О встрече Христа”. Слово в Неделю Ваий (архимандрит Василий (Пронин))

Слово в Неделю Ваий

(Вход Господень в Иерусалим)

Ев. от Ин. Зач. 41.
Гл. 12, 1-18.

Неделя Цветная есть как бы предпразднством Воскресения, Пасхи. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже» (Слова тропаря).
Вчера Святая Церковь воспоминала одно из величайших чудес, какие когда-либо видел этот мир: Воскрешение из мертвых четверодневного Лазаря, а потому сегодня так торжественно встречают Господа при входе в Иерусалим, победителя смерти и восстановителя падшей человеческой природы. После воскрешения Лазаря многие, видевшие это уверовали во Христа. Озлобленные архиереи, книжники и фарисеи решают убить Христа-Воскресителя, а также и воскрешенного им Лазаря. Узнав об этом Господь удалился оттуда.
Прежде шести дней Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где умер и где был воскрешен Лазарь. Там Его приняли с особенною любовью. «Вифания! Это небольшое селение можно поставить выше Вифлеема, не давшего в своих стенах места Родившемуся Христу, выше Назарета, собиравшегося убить своего пророка, выше Иерусалима, убившего Его и не давшего в своих стенах места умершему, как Вифлеем не дал Ему родившемуся. Вифания же была единственным местом, где не имевший где главу приклонити нашел себе не только приют, но как бы отчий дом, дышавшей девственною и чистою любовию» (См.: Федоров Н.Ф. Философия общего дела. / Статьи, мысли письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. – Т. I. – Верный. 1906).
В Вифании Господу приготовил трапезу Симон прокаженный. Он так назван потому, что был исцелен Господом от проказы; вместе с ними за столом находился и воскрешенный Лазарь. Господь возлежит в обществе этих двух людей, которым Он сделал больше, чем мог бы им сделать весь мир: одного Он исцелил от проказы, а другого воскресил из мертвых. (Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский. Омилии. 1925). (Цит. по памяти).
Утром посылает Господь учеников привести ослицу и осленка. И тот, чей престол небо (Пс. 10, 4) и чье селение в солнце (Пс. 18, 5) садится на осленка. Ученики постилают свои ризы, как на молодого осла, так и по дороге. Великое воодушевление охватило жителей Иерусалима. Они во множестве с радостными возгласами встречают Господа, в руках у них были финиковые, пальмовые ветви, как обычно встречали победителей на востоке. Особой радостью исполнились сердца многих детей: они ломали ветки с деревьев, чтобы бросить под ноги проходящим «и изыдоша в сретение Ему, и зваху (глаголюще): осанна, благословен грядый во имя Господне, царь израиелв» (См.: Ин. 12, 13; Мф. 21, 8; Мк. 11, 8; Лк. 19, 36). Расцветавшими ветвями они являли, как бы победу воскресшаго Христа над смертью, это были: «Воскресения знамения» (Молитва на освящение ваий). Что же означает осленок, на которого воссел Христос? По толкованию святого отца Церкви, Иоанна Златоуста, он означает верующих из язычников.
Столь великое событие было предуказано в святых книгах Ветхого Завета. Пророк Захария с удивительною точностью описывает этот с одной стороны торжественный вход Господень в Иерусалим, а с другой стороны вход, который показывал величайшее смирение нашего Господа. Так как в Ветхом Израиле были гордые и заносчивые цари, то в духе пророк Захария как бы видит перед собою нового кроткого царя: «не бойся, дщи сионя: се, царь твой грядет, седя на жребяти осли» (См.: Зах. 9, 9; Ис. 62, 11; Ин. 12, 15; Мф. 21, 5). А в псалмах говорится о детях. «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8, 3). Когда Христос с такою славою вошел в город, то потрясеся весь Иерусалим. Но лицемерные фарисеи даже в эти редкие минуты народной всеобщей восторженой радости были преисполнены зависти и злобы. Обратившись к Господу, они сказали: «учителю, запрети учеником твоим» (Лк. 19, 39). Спаситель ответил им словами святого пророка Аввакума: «глаголю вам, яко, аще сии умолчат, камение возопиет» (См.: Авв. 2, 11; Лк. 19, 40). Озлобленные книжники и фарисеи опять и опять (в который раз!) стали договариваться, чтобы убить не только Спасителя, но и воскрешенного им Лазаря, так как многие веровали в Господа ради этого чуда.
И раньше часто приходил Господь в Иерусалим, но только в сей раз Его так встречали. Он показывает свою славу, для того, чтобы книжники и фарисеи уразумели Его славу и признали Его за Мессию, а если они и теперь не сделали это, то это служит только к их вящему осуждению.
Обычно иерусалимские цари были пышные, но чтобы поразить смирением Господь с таким смирением входит в святой град.
Так и мы сегодня участвуем в молитве, держа в руках ветви вербы в знак встречи Господа. Мы понесем эти ветви в свои дома, в свои комнаты и положим их за образа. И когда в течении года мы посмотрим на них, то вспомним, как мы стояли с ними в храме; принесем же Спасителю отрасли наших добродетелей, что особенно будет мило Ему. Не умолкнем вопиять Ему: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!». Аминь.

Произнесено в храме Мукачевского Свято-Николаевского
монастыря в 1975 году

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.