Слово в Неделю 5-ю Святого Поста
Память преподобной Марии Египетской
Ев. от Мк. Зач. 47.
Гл. 10. 32-45.
Ев. от Лк. Зач. 33.
Гл. 7. 36-50.
В минувшую неделю Святая Церковь вспоминала святого преподобного Иоанна Лествичника, взявшего крест Господень и пошедшего вслед Господа. Но может быть кто-либо речет: что удобно мужскому полу последовать за Иисусом Христом, но как женскому немощному полу идти этим тернистым путем? И вот для этого Святая Церковь в сию неделю предлагает нам память святой Марии Египетской и вспоминает ее труды, подвиги и покаяние. Мария Египетская, как показывает само ее имя, была родом из Египта. Будучи 12 лет она оставила своих родителей пришла в город Александрию и там предалась блудным делам, как и сама рассказывала старцу Зосиме. Более 17 лет пребыла она в блудодеянии и однажды увидела молодых людей (юношей) шедших на корабль и спросила, куда они идут? И получила ответ, что в Иерусалим, для того, чтобы поклонится Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. Она села вместе с ними на корабль но не для того, чтобы поклонится в Иерусалиме, а для того чтобы и по пути исполнять свои страсти. Так она и проводила время до того часа, когда уже в Иерусалиме желала войти в Церковь, но некая сила удерживала ее от сего. Она не могла переступить порога церковного и поняла, что это с ней случается за её беззакония. Тогда она начала молится к иконе святой Богородицы, которую видела через врата, начала каятся и дала обещание исправится. После того, она уже вошла невозбранно в храм Господень поклонилась Животворящему Кресту Господню, а вышедши, услышала некий голос, который говорил, чтобы она шла за Иордан. Купив три хлеба, она перешла Иордан, омылась в иорданской воде и ушла все дальше на восток в пустыню. Там она пребывала свыше 40 лет в посте, молитве, покаянии. Только спустя столь долгий срок обрел ее в пустыне старец Зосима. Она рассказала ему свою жизнь, просила от него, чтобы он пришел через год и причастил ее святых Тайн. Он сделал это, а еще через год, пришедши в пустыню, он нашел ее уже усопшей и предал погребению.
Подвиги и покаяние святой Марии Египетской, рассказанны преподобным Зосимою и записанные патриархом Софронием, исполняли людей слышавших о них чувством истинного умиления и покаяния. Оттого то они и вспоминаются в дни святого Великого поста.
В седмицы, подготовительные к посту мы слышали притчу Господню о блудном сыне. Преподобная Мария Египетская – это блудная дочь. Она ушла из дома родительского, а потом вернулась, но не домой, а в пустыню на подвиги и покаяние ушла Мария. Если блудного сына привел к покаянию голод, то преподобную Марию Египетскую стыд от того, что она не могла войти в церковь Господню. Она достигла такой благодати, что во время молитвы поднималась от земли. Оставив для всех времен пример истинного покаяния, она многих привела ко Господу. Сколь великое число людей и жен, пробуждались от сна греховного, приходили в себя и начинали новую жизнь услышав о подвигах преподобной Марии. Оттого Святая Церковь и взывает к ней молитвенно: «Преподобная мати Мария, моли Бога о нас».
«Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися», как о ней поется в кондаке. Вот истинное покаяние! И в евангельском чтении мы слышали сегодня об одной грешнице, которая вошедши в храмину в которой был Спаситель начала обливать слезами ноги Его, и мазала миром. Но Симон фарисей осуждал ее за это. Он пригласил Господа на вечерю (возможно суботнюю) и был недоволен тем, что какая-то женщина входит в дом и прикасается к Иисусу. Это для него также служило доказательством того, что его гость не пророк. Он терял остатки веры и даже уважения, которые имел к Господу. Но Сердцеведец Спаситель тотчас узнал об этом и предложил ему притчу: У одного должника было два заимодавца. Один должен был 500 динарий, а другой 50. Но так как они не имели чем заплатить, то господин простил обоих. Который же возлюбит более? Симон ответил: Думаю, что тот, которому больше прощено: правильно ты судил. Далее Он укоряет Симона за холодный приём (См.: Матвеевский П. Евангельская История. – СПб., 1890. – С. 359) и говорит о подлинной любви кающейся грешницы. Обращаясь к ней Он сказал: «вера твоя спасе тя» (Лк. 7, 50). Милостиво принимает Господь покаяние кающихся грешниц.
От сей недели начинается шествие Господа в Иерусалим на вольную смерть. Он шел в предчувствии Гефсиманского подвига, но его апостолы (Иаков и Иоанн) думали и просили себе места одесную и ошуйю Господа (Мк. 10, 35-40).
Не знаете что просите: сказал им Господь (Мк. 10, 38)! Он шел для исполнения того дела, которое поручил Ему Отец небесный, а они просили славы. Действительно святой апостол Иаков и Иоанн оказались достойными тех мест о которых они просили. Иаков был первым из мучеников среди апостолов, а Иоанн был брошен в котел с кипящим маслом, а потом сослан на остров Патмос. Но Спаситель, видя такую их любовь и желание быть вместе с Ним, просил: «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною» (Ин. 17, 24). И еще «иду уготовати место вам» (Ин. 14, 2). Так говорил и ободрял Спаситель апостолов пред страданием.
К пребыванию вместе со Спасителем стремились все святые, преподобные и праведники. Господь обещал уготовать место для своих последователей, но нельзя забывать, что это достигается трудом и усилиями с нашей стороны.
Мы видели, какие подвиги понесла преподобная Мария Египетская и всякий должен твердо знать, что нравственные усилия необходимы для получения благодати.
Молитвами преподобной матери нашей Марии Египетской, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Аминь.
Сказано в храме Мукачевского Свято-Николаевского монастыря
в Неделю Марии Египетской в 1975 и 1983 годах