Чи знаємо ми що таке шлюб? (1 Кор. 7:1-9)

Впрочем, если и женишься,

не согрешишь;

 и если девица выйдет замуж,

 не согрешит.

 [1 Кор.7:28]

IMG_7834-1Преподобний Єфрем Сирин говорив: «Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе, … Выставляя законные совокупления как оплот, и таким образом удерживает волны похоти, брак поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии»[1]. Епископ Варнава (Біляєв) в «Очерки искусства святости» писав: «Священное Писание и Церковь знают только два законных состояния для женщины (как и для мужчины, конечно): замужнее – в благословенном браке и девственное – ради Господа. Все остальное от лукавого».[2]

Говорячи про шлюб, до уваги хочеться взяти сьомий розділ 1 послання до Коринфян святого Апостола Павла, де дуже добре говориться про шлюб, у всіх його можливих видах. А в даній статі розглянемо з першого по дев’ятий вірші, де говориться про сам шлюб і відносини між чоловіком та дружинною.

IMG_7963-11. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
(Первое послание к Коринфянам 7:1-9)

Коринф – велике сильне торгове місто, головне божество міста – Афродіта – богиня кохання, наслідок цього місто розпущеності і плотських втіх в знак поклоніння їй. Тому християни просили Апостола написати як правильно ставитись до навколишнього, і жити в даній атмосфері.

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины». (1 Кор. 7,1). З даного вірша стає відразу зрозуміло які питання цікавлять Коринфлян. Апостол, починаючи розмову про шлюб робить акцент на збереженні цноти, не наставляє а лише рекомендує: «Хорошо человеку не касаться женщины». «Если ты, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаваться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощью, то вступай в брак»,[3] писав Св. Іоанн Златоуст. Із послання видно що Апостол Павел не мав бажання проповідувати виключно збереження цнотливого образу життя, яке завжди цінилося в людині, «Но во избежание блуда, каждый имеет свою жену, и каждая имеет своего мужа»(1 Кор. 7,2). «Зная, что о нем учил Господь Его. Боялся проповедать о нем сам. Когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, – увещевателем, а не законодателем».[4] Життя без шлюбу не є звичайним і загальним правилом християн, ворог роду людського – диявол не спить, він блукає в пошуках як би спокусити і погубити людину, і для цього використовує будь-які методи.

В наступних віршах апостол говорить про правильне використання шлюбного ложа: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление». (1 Кор. 7, 3-6) Блаженний Августин, про дані Апостолом слова говорить: «Безусловная привязанность супругов друг к другу, такое «взаимное супружеское соучастие», при котором вся душа одной половины всецело и нераздельно принадлежит другой половине супружеской четы. Такая непосредственная сплоченность супругов простирается не только на сферу их духовных отношений, но отражается естественным образом и на самом характере их общения. Результатом этого единства жена, по слову Апостола, не владеет своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена».[5] Дану думку підтримує Блаженний Феофілакт який говорить що любов одне до одного є обов’язком необхідним, одруженні вже не володіють своїми тілами, щоб віддавати їх кому завгодно і на що завгодно, про те тілом чоловіка володіє дружина, а тілом дружини володіє її чоловік, а від так, являються вони вже рабами і господарями і є одним цілим. Це описано також ще в книзі Буття (2,24) «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим»(1 Кор. 7,5)Святитель Іоан Златоуст пояснює що не слід противитись волі одне одного. Жертвувати собою, своїм, заради ближнього, це і є прояв любові, це і є так званим «супружеским долгом». Сатана навіть і через спроби вести праведне життя може спокусити, завести людину на хибний шлях, прелюбодійством, сімейними непорозуміннями, гордістю, та іншими способами. «Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда будут лишены этого утешения».[6]

«Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление». (1 Кор. 7,6). Тобто це не повеління, а лише рекомендація. Мова йде про утримання одне від одного. Пов’язано це з тим що деякі люди перебуваючи у шлюбі утримуються від близькості, по простоті своїй і по неграмотності, або заради слави людської, про це Апостолу було відомо. Також Блаженний Августин звертається до таких людей зі словами: «Итак, есть смиренные из воздерживающихся (от брачной жизни), есть и гордые. Пусть не надеются гордые на царство Божие. Высоко место, куда ведет воздержание… Наконец, осмеливаюсь, братья мои, высказать даже, что для воздерживающихся, но гордых полезно бывает падение, чтобы унизиться в том самом, чем превозносятся. Потому что, какая польза кому от воздержания, если господствует гордость».[7]

IMG_7903-1

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначеБезбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться» (1.Кор.7,7-9). Оскільки в житті бувають важкі моменти, приходиться робити важливий вибір, апостол Павел ставить себе в приклад, показує який шлях вибрав він. Та чи був апостол одружений достовірно сказати не можливо, по темі цнотливості автор про себе нічого не говорить, а тільки дає посилання на вчення Господа, можливо тому що сам був одруженим. Також про те що апостол мав дружину можна стверджувати з того що в іудействі називати вчителем (раббі), не одруженого не можна. Святитель Феофілакт Болгарский про восьмий та дев’ятий вірші говорить: «Апостол подчеркивает свое личное предпочтение безбрачия. По-видимому, он никогда не был женат, хотя некоторые историки считают, что он мог вступить в брак в молодые годы и рано овдоветь. По иудейскому обычаю в брак вступали юноши в 18-19 лет».[8] А можливо дружина покинула апостола після прийняття ним християнства. Як би там не було це ще залишається питанням, апостол не згадує про своє особисте життя в жодному з послань.

IMG_8047-1Іоанн Златоуст говорить що апостол не проти поставляє цнотливість шлюбу, «Лучше жениться, чем разжигаться».[9] Якщо людина відчуває бажання, і прагне життя сімейного, то краще одружитись, щоб не мучити себе і не вестись до розпусти. Архієпископ Аверкій пише: «Те же, кто не способен понести подвиг безбрачия, должны вступать в брак, но строго хранить при этом супружескую верность и не разводиться, даже в том случае, если один из супругов неверный, ибо воля Господня вообще такова, чтобы всякому оставаться в том звании, в каком кто призван к христианству».[10]

 


[1] Цит. по: Мы и девство. //tsenina.narod.ru/st.otsi/monashestvo.htm. С.2.

[2] Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Н. Новгород. 1998. Т.4.  С. 36.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1904. Т.10. К.1. С. 177.

[4] Ефрем Сирин, преподобный. Творения. ТСЛ., 1995. Т.7. С. 74.

[5] Писарев Л. Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности,//Православный  собеседник, 1904. С. 114.

[6] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб.,1904. Т.10. К.1. С. 178.

[7] Августин Иппонский, блаженный. Творения. М., 1997. Т 5. С. 118.

[8] Там же. С. 179.

[9] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб.,1904. Т.10. К.1. С. 179.

[10] Аверкий (Таушев), архиепископ. Апостол. М., 2000. С. 208.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.